В Южно-Сахалинске прошла сессия "Этнография народов России" (16+) в рамках Сахалинского краеведческого форума (16+). Для дискуссии собрались ученые из Сахалинской области и Санкт-Петербурга. В частности, специалисты представили доклады, посвященные культуре и фольклору коренных малочисленных народов Сахалинской области; прозвучали темы, которые прежде были малоизученны, сообщает ИА SakhalinMedia.
Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН (Санкт-Петербург) Марина Осипова рассказала об особенностях айнских детских игрушек. Специалист отметила малоизученность темы детства в этнографии в целом. Во-первых, изучая материальную и духовную культуру народа, исследователи в первую очередь имели дело со взрослыми представителями этносов. Во-вторых, не каждый ученый или путешественник мог расположить к себе детей, чтобы они рассказали о своих любимых занятиях.
По словам Марины Осиповой, ученые выделяют несколько видов игрушек: моторные, куда входит инвентарь для подвижных игр, шумовые — это погремушки, жужжалки, трещотки, свистульки; имитационные, связанные с основными видами хозяйственной деятельности — модели лыж, луков, стрел, лодок, посуды. Игрушки, изображающие людей или животных, айны не изготавливали.
Марина Осипова. пресс-служба Сахалинского областного краеведческого музея
Айны верили, что изображать людей и животных нельзя: душа живого существа может быть поймана и заключена в чужую оболочку и превратиться в злого духа ояси. Ученая отметила, что несмотря на то, что такие фигурки не использовались для игры, у айнских детей все-таки были привычные нам игрушки. Они появились гораздо позже и были заимствованы у японцев и русских: погремушки, свистульки, тележки с колесами и так далее. С развитием сувенирного производства, когда айны стали вырезать фигурки животных, у айнских детей уже появились деревянные игрушечные рыбы, животные и куклы.
Отдельно Марина Осипова отметила так называемые "фетиши" — неодушевленные объекты поклонения архаичных народов. Внешне они напоминают привычные игрушки, но на самом деле это ритуальные артефакты, олицетворяющие то или иное божество. Как игрушки эти предметы никогда не использовались, несмотря на свой обманчивый внешний вид. Так, эти артефакты использовались только по назначению, для проведения ритуалов, а после сжигались. Ученая отметила, что эти "игрушки" использовались для лечения болезней, в качестве оберегов для новорожденных. Они изготавливались в основном из трав, которые при горении выделяют запах, который, по поверию айнов, способен исцелять или изгонять духов.
Ученые Сахалинской области и Санкт-Петербурга обсудили вопросы этнографии народов РФ. пресс-служба Сахалинского областного краеведческого музея
Кандидат искусствоведения, преподаватель ГБПОУ "Сахалинский колледж искусств" Наталья Мамчева также подняла тему неизученности детской культуры айнов — в частности, детских песен (0+):
"Музыкальная культура архаическая: песни очень длинные и состоят всего из двух-трех нот. Некоторые песни, по сути, состояли из звукоподражаний — айны имитировали пение птиц и животных. Также есть песни, сопровождавшиеся иллюстративными движениями. Например, в песне про лодку и парус дети садились друг напротив друга, упирались ногами, брались за руки и раскачивались, будто они сидят в лодке".
Специалист также отметила многие мифологические герои песен и сюжеты во многом схожи с теми, которые отражаются в песнях других народов (0+). Еще одним сходством, по словам Натальи Мамчевой, является то, что песни достаточно монотонны, и из строчки в строчку меняется всего одно-два слова.
Напомним, с 7 по 11 октября в областном центре проходит Сахалинский краеведческий форум, который собрал более 100 специалистов из разных регионов России. Он охватил сразу два мероприятия: научный совет исторических и краеведческих музеев России и традиционные Краеведческие чтения.
Секция, посвященная археологии, состоялась в рамках Сахалинского краеведческого форума (ФОТО)