Фото: цифровой архив ценных материалов Токийского университета
Назад в Карафуто: что осталось от синтоистского храма в Южно-Сахалинске
ИА SakhalinMedia расскажет о главной синтоистской святыне эпохи Карафуто
Алексей ДАНИЛОВ. Японское правление на юге Сахалина, продлившееся 40 лет, оставило след в культурном и историческом наследии региона. Во времена губернаторства Карафуто здесь строились и расширялись города, наращивалось производство, развивалась экономика и постепенно налаживалось сотрудничество и коммуникации с "внешней" Японией. После освобождения юга острова от японских империалистов Сахалин постепенно начал приживаться к советскому суверенитету, но след японского правления не был стерт полностью. Так, по территории юга Сахалина по сей день встречаются постройки времен Карафуто, а археологи до сих пор находят различные артефакты, которые когда-то были частью повседневной жизни японцев, проживавших на Сахалине.
В Южно-Сахалинске сегодня расположено около 20 памятников архитектуры японского периода, но, к сожалению, это лишь малая часть того, что сохранилось до наших дней. Некоторые здания, будь они по-прежнему в целости и сохранности, могли бы иметь большую ценность как памятник истории и культуры Японии. Такой колоритной достопримечательностью мог бы стать синтоистский храм "Карафуто Дзиндзя" в Тоёхаре, ныне — Южно-Сахалинске. О том, что это был за храм, что вообще представляет из себя религия синтоизм, и как выглядело святилище в эпоху расцвета японского правления Карафуто — в материале ИА SakhalinMedia.
Синтоизм или "синто" (яп. — путь богов) — национальная религия Японии, основанная на вере в существование божественных существ, так называемых "ками". Ками представляют собой практические все живое и некоторые природные явления, например, землетрясения и ветер; у большинства ками есть конкретный образ и имя, у других может не быть ни того, ни другого. Соответственно, некоторые ками, согласно верованиям синто, существуют в материальном мире, другие больше представляют из себя абстрактных "духов".

Один из вариантов антропоморфного изображения ками. Фото: pxhere.com
В религии синто существуют ками, которые покровительствуют определенным географическим объектам или целой местности. Так, во главе пантеона конкретного синтоистского святилища "Карафуто дзиндзя" стоит троица "ками-первопроходцев": Окунитама, Окунинуси и Сукунабикона. Эти ками стали покровителями земли Карафуто после присоединения юга Сахалина Японии по Портсмутскому договору. Так, 22 августа 1911 года на месте будущего синтоистского храма, на северо-западном склоне горы Асахигаока (ныне — гора Большевик), провели обряд "тиндзасай": троицу "ками-первопроходцев" нарекли покровителями Карафуто, а 23 августа 1911 года святилище было официально открыто.
Храм Карафуто был одним из 67 императорских святилищ первого ранга. Вход на территорию святилища обозначали ворота "тории", от которых к храму вела покрытая щебнем дорога. Помимо основного здания храма, на территории также располагались два зала для молитв и канцелярия святилища. Храм был прямоугольным в плане, со стилизованными сваями, двускатной крышей и окруженной перилами верандой.
В 1925 году Карафуто Дзиндзя посетил наследный принц Японии Хирохито, который посадил на его территории хвойные деревья. Уже став императором, он 5 сентября 1931 года он передал храму несколько драгоценных регалий — золотой меч, бронзовый колокол, шелковое полотно, для хранения которых в лесу неподалеку построили специальную сокровищницу "Хокубуцугурадэн" (она сохранилась по сей день). В разное время на территории святилища были установлены 230-миллиметровое русское орудие из крепости Порт-Артур, дымовая труба с крейсера "Новик" и другие трофеи времен Русско-японской войны.
После 1949 года, когда новоустановленная советская власть на Сахалине начала уничтожение памятников японской культуры, храм был разрушен, а русские военные трофеи и две статуи мистических стражей комаину с территории храма перенесли на территорию Сахалинского областного краеведческого музея.
В 2019 году с 19 по 22 июня в Южно-Сахалинске проходил фестиваль памяти храма Карафуто, который организовала делегация из синтоистского храма города Асахикава. Настоятели храма провели панихиду в честь погибших японцев на Сахалине. Богослужение посетили генеральный консул Японии в Южно-Сахалинске, президент местной японской ассоциации, чиновники из правительства Хоккайдо и членов ассоциации "Тоёхара-кай", которые являются бывшими жителями острова.