Крупный провайдер цифровых услуг и решений поделился своим опытом на федеральном форуме "Управление регионом на основе данных", который прошел в Южно-Сахалинске с 5 по 7 марта, сообщили в пресс-службе компании "Ростелеком".
"Ростелеком", один из лидеров на российском рынке цифровых сервисов и решений, представил свой опыт разработки цифровых двойников для жилищно-коммунального хозяйства. О том, как инновационные технологии использованы для оптимизации работы в сфере ЖКХ, рассказала руководитель проектов управления организации продаж цифровых регионов Дальний Восток ПАО "Ростелеком" Анастасия Димитрова на форуме "Управление регионом на основе данных".

Анастасия Димитрова. Фото: пресс-служба компании "Ростелеком"
"Как функционирует цифровая система двойников для сферы ЖКХ от "Ростелеком"? Сначала специалисты собирают первичную информацию о здании, формируют его электронный техпаспорт, который загружается на специализированную платформу. Затем проводят натурные обследования: эксперты по капитальному ремонту многоквартирных домов анализируют состояние здания, фиксируя все дефекты с помощью мобильного приложения, фотографируют и детально описывают их", — рассказала Анастасия Димитрова.
На заключительном этапе всю полученную информацию систематизируют в единой цифровой базе данных, с которой работает группа камеральной, то есть всесторонней обработки и обобщения материалов. Эти специалисты выявляют и классифицируют дефекты, определяют масштаб проблем и заносят данные в информационную систему. В итоге формируется обширная структурированная база данных по всем обследованным домам региона, участвующим в программе капитального ремонта. Это обеспечивает региону общую картину состояния жилого фонда.
Результаты обследования заносят в электронный отчет с цифровой подписью, который регион может предоставить в Министерство ЖКХ для внесения изменений в программу капремонта. Это интерактивная таблица с возможностью сортировки домов по степени износа, состоянию крыш, фасада и подъездов.
Почему раньше даже, казалось бы, тщательные обследования не давали такого эффекта? Анастасия Димитрова привела два примера.
"В Нижегородской области после обследования многоквартирного дома решили выполнить капитальный ремонт крыши, но при этом в аварийном состоянии находился фасад здания, который буквально пошел трещинами. Таким образом работы, которые выполнили за деньги собственника абсолютно не соответствовали тем, которые реально были необходимы. В другом регионе фасад дома и вовсе обрушился, здание также находилось в аварийном состоянии. В итоге людей пришлось расселить, возбудили два уголовных дела. В этом случае зданию срочно требовался капитальный ремонт, но его вовремя не сделали", — отметила руководитель проектов управления организации продаж цифровых регионов Дальний Восток ПАО "Ростелеком".
Государство, осознав проблему, приняло решение урегулировать ее с помощью принятия новых законов.
В 2022 году правительство приняло решение о стратегии по развитию жилищно-коммунального хозяйства. Министерство ЖКХ предложило, чтобы проводились массовые обследования домов, выявлялись все дефекты, и уже на основании этого обследования вводили изменения в краткосрочную программу капитального ремонта.
"Раньше провести такой ремонт было сложнее, потому что требовалось согласие всех собственников, которые часто не могли прийти к единому решению. Например, одни хотели провести капитальный ремонт немедленно, а другие полагали, что с ним можно и подождать. "Ростелеком" предлагает внедрить в это обследование IT-технологии. Главный результат — сделать единые электронные базы данных этих обследований. Строительные инженеры фиксируют все в виде фотоотчета, описывают своим языком и далее передают в команду камеральщиков, которые уже описывают данные при помощи единого стандарта", — объяснила Анастасия Димитрова.
Таким образом, во-первых, собираются верифицированные корректные данные по каждому дому. Во-вторых, собирается единый банк данных по всему региону и формируется цифровой двойник многоквартирных домов.
Впервые новый опыт применили в Нижегородской области. В 2023 году буквально за 5 месяцев там обследовали 3 тысячи многоквартирных домов. Это больше, чем 37 тысяч конструктивных элементов, включая все инженерные сети, крыши, подвалы, фасады.

Презентация. Фото: пресс-служба компании "Ростелеком"
"Оказалось, что зачастую достаточно текущего ремонта для того, чтобы содержать дом в порядке, только проводить его нужно своевременно. Например, выяснилось, что ремонт 11% обследованных конструкций надо было выполнить ранее, чем это планировалось по программе капитального ремонта. А 7,5% конструктивных элементов вообще не входили в программу капитального ремонта, хотя это было необходимо. Такие показатели были в Нижнем Новгороде. В прошлом году мы сделали маленький "пилот" на Сахалине, обследовав 3 дома буквально за 2 дня, включая создание отчёта. В процентном соотношении состояние конструктивных элементов распределилось приблизительно также, как и в Нижегородской области, — рассказала Анастасия Димитрова.
Плюсы такого подхода в скорости и экономии средств — разделение работ на полевые и камеральные, автоматизация и цифровизация обработки данных позволяют значительно сократить сроки и стоимость работ, примерно наполовину.
Сейчас на Сахалине цифровые решения активно внедряются в разных областях. Главная задача этих инициатив — обеспечить жителям островов высокий уровень комфорта и безопасности, а также предоставить быстрый доступ к качественным услугам, считает советник мэра по цифровой трансформации города Южно-Сахалинска Дмитрий Стенько, который также принял участие в работе форума.
"Успешным примером цифровизации является перевод муниципальных сервисов в онлайн-формат. Такой подход существенно упрощает множество процедур, снижает операционные издержки и экономит время. Проект предусматривает механизмы, позволяющие вовлекать граждан в процесс управления городом. В регионе функционирует платформа "Сахалин.Онлайн", которая позволяет жителям участвовать в решении муниципальных проблем, сообщать о недостатках и вносить предложения. Полученные сигналы оперативно направляются в соответствующие структуры и быстро обрабатываются. Это также является одним из результатов цифровой трансформации", — отметил Дмитрий Стенько.
Федеральный форум "Управление регионом на основе данных" прошел в Южно-Сахалинске с 5 по 7 марта. Более 200 экспертов из 70 субъектов России обсудили внедрение искусственного интеллекта в разные сферы жизни, цифровые платформы для повышения качества медицинских, образовательных, коммунальных услуг.
Организаторами мероприятия выступили министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и правительство Сахалинской области.