В Южно-Сахалинске прошла презентация короткометражки островного режиссера Дениса Хашба "Шкура" (12+). Фильм создан в рамках регионального проекта "Креативная индустрия для учителей", в съемках приняли участие ученики и педагоги школы №22. Социальная тематика картины благоприятствует ее дальнейшей судьбе — предполагается, что в новом учебном году показы фильма будут проходить в школах островного региона, включая обсуждение с ребятами, сообщает ИА SakhalinMedia.
Как рассказал Денис Хашба, подготовка фильма заняла около полугода, при этом съемочный процесс продлился всего 9 дней. В картине были задействованы примерно 30 человек, съемки проходили в Южно-Сахалинске на базе школы №22 и в селе Советское Долинского района.
Главный герой фильма — школьный хулиган Коля. Он вместе со своими единомышленниками постоянно пристает к другим, более слабым ребятам, и "трясет" с них деньги, зная, что те не в силах дать отпор. Одной из "целью" старшеклассника является его сверстник Дима, имеющий инвалидность.
По сюжету во время очередного "рэкета" Колю ловит учитель по физкультуре — из-за этого парня временно отстраняют от занятий до принятия решения о его дальнейшей судьбе в школе. Беспокоясь за сына, мать Коли отправляет того в деревню к деду, бывшему боевому офицеру. Он — человек старой закалки, работящий и дисциплинированный, старающийся жить по чести. Отличия между дедом и внуком колоссальные, они слишком по-разному смотрят на мир. Да и бытовая обстановка у них непохожая: Коля живет в областном центре, в квартире, наполненной атрибутами современности; его дедушка — в деревне, в частном доме, где сохранился дух советского времени.
Это могла бы быть картина о проблеме отцов и детей, но режиссер уводит зрителя в другую сторону. Поскольку дед наслышан о неприятных историях, в которых замешан его внук, и знает, что последней жертвой Коли стал парень с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), он решает его перевоспитать. Для этого дед под хитрым предлогом надевает на ногу внука фиксатор, в котором тот не может сгибать колено, и оставляет его с ним на несколько дней. Этого времени будет достаточно, чтобы Коля осознал, насколько сильно меняется жизнь человека, даже если он "просто хромает", с какими трудностями встречаются ребята с ОВЗ в повседневной жизни и кого на самом деле можно считать сильным с точки зрения психологии.
Безусловно, у фильма очевидный финал, тем не менее, его преимущество заключается именно в сюжете. Весь хронометраж зритель следит за постепенным преображением старшеклассника, видя, в какие ситуации он попадает и как они влияют на его мировосприятие. В конечном счете, даже если человек поначалу равнодушен к картине, в конце у него остается серьезная пища для размышлений о нравственности и справедливости. Фильм говорит каждому: если ты примеришь на себя шкуру другого человека, ты никогда не станешь прежним.
Интересно, что короткометражка нашла отклик не только у подростков, но и у взрослых. Так, во время обсуждения некоторые родители делились, что не задумывались о том, как могут вести себя их дети вне дома, заранее решив, что никаких проблем нет — "ребенок ведь красивый, опрятный, кого он может обидеть?". А фильм напомнил им о необходимости диалога и выстраивания доверительных отношений с детьми.
— Мы постарались напомнить взрослым о том, как необходимо заниматься воспитанием своих детей и что может произойти, если это упустить. Если в погоне за карьерой, за своими делами, мы забываем о том, что у нас есть дети, о том, что их нужно воспитывать, то они сбиваются в "стаи" и начинают жить своей жизнью, — поделился режиссер Денис Хашба.

Денис Хашба. Фото: ИА SakhalinMedia
Он также добавил, что на создание фильма его подтолкнула поездка на кинофестиваль, где проходили показы, в том числе инклюзивных картин. На зрительских обсуждениях режиссер видел отклик ребят с ОВЗ на темы, поднятые в фильмах, и слушал их истории из жизни. По словам Хашба, его удивило, что особенные дети до сих пор сталкиваются с буллингом, что многие относятся к ним неуважительно или в целом не знают, как себя с ними вести. "Мы решили показать людям, что такая проблема существует, чтобы каждый сделал для себя какой-либо вывод", — отметил он.
Поскольку к созданию фильма приложена рука министерства образования, он не обойдется единичными показами. С нового учебного года проект будет демонстрироваться на обучающих мероприятиях в школах, продвигая тему инклюзии — первый показ состоится в школе №22, где снимался ряд сцен из короткометражки. Также фильм появится в открытом доступе — на сайте департамента образования — чтобы у педагогов и родителей была возможность использовать его по назначению в любое время.
— Тема действительно является остросоциальной, и замечательно, что мы можем поднимать ее со школьниками и педагогами с помощью данного материала. <…> Важно, что актерами стали школьники и учителя, ведь сам процесс съемки кино развивает креативную составляющую человека, — сказала министр образования Сахалинской области Анастасия Киктева, присутствовавшая на презентации фильма.

Актерский состав фильма. Фото: ИА SakhalinMedia
Короткометражка "Шкура" — один из нескольких кинопроектов, разработанных педагогами и учениками Сахалинской области в этом году. Так, в октябре группа учителей по истории представит документальное кино о Южно-Сахалинской наступательной операции (12+) — к съемкам подключены наставники из киноиндустрии. Фильм будет идти около 40 минут, чтобы его можно было показывать во время уроков. Кроме того, готовится серия анимационных мультфильмов про семейные ценности (6+). По словам создателей, идея данного проекта родилась благодаря запуску в регионе программы "Счастливое материнство", призванной улучшить демографические показатели.
Сегодня развитием креативных направлений в школах островного региона занимаются 600 педагогов. Соответствующая инициатива принадлежит губернатору Валерию Лимаренко, проект получил название — "Креативная индустрия для педагогов". Предполагается, что погружение в активную творческую деятельность поможет школьникам обрести навыки и компетенции, которые помогут им стать конкурентоспособными и уверенными в себе. Кроме кино, юные сахалинцы сегодня заняты в следующих сферах: фото и медиа, IT и видеоигры, арт-индустрия, театральное искусство, КВН, исполнительское и декоративно-прикладное искусство.