PrimaMedia, 5 декабря. На российском авторынке произошли перемены. В ноябре 2025 года впервые за последний период зафиксирован рост продаж новых легковых автомобилей. Однако общие показатели года остаются ниже, чем в 2024 году. При этом доля китайских автомобилей на рынке значительно сократилась.
Аналитики агентства "Автостат" (18+) подсчитали, что в ноябре 2025 года в России куплено 127 921 легковой новый автомобиль. Это на 5% больше, чем продажи в ноябре 2024 года. Однако этот месячный рост не компенсирует годовое падение рынка.
По итогам 11 месяцев 2025 года общие показатели продаж остаются на 17,8% ниже, чем за аналогичный период в 2024 году. Это означает, что ноябрьский рост — лишь небольшой знак улучшения в более масштабном кризисе рынка.
Китайские машины теряют долю рынка
Самое значительное изменение произошло в сегменте китайских автомобилей. По данным генерального директора "Автостата" Сергея Целикова, доля китайских машин на рынке за 11 месяцев 2025 года снизилась до 44,6%, тогда как в 2024 году она составляла 54,2%.
Это означает сокращение на почти 10 процентных пункта за год. Такой значительный спад указывает на существенное изменение структуры авторынка.
Относительно доли российских автомобилей мнения экспертов расходятся. Целиков отметил, что позиции российских машин почти не изменились: в 2024 году они занимали 36,3%, а в 2025 году — 35,6%.
Однако глава Минпромторга Антон Алиханов привёл другие цифры. По его словам, доля российских брендов на рынке выросла с 44 до 55%.
Такое расхождение в данных может быть связано с разными методиками расчёта или иными параметрами учёта.
Тренд на локализацию производства
Несмотря на противоречивость статистики по долям рынка, эксперты едины в одном: структура авторынка России меняется фундаментально.
Генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк рассказала, что произошёл значительный сдвиг в системе снабжения. Ввоз готовых автомобилей, в том числе и китайских, заметно сокращается. Одновременно растут объёмы сборки новых машин непосредственно в России, пишут "Известия" (18+).
Это означает, что российский авторынок переходит от импортной модели к локальной сборке. Российские производители расширяют производственные мощности, что позволяет им увеличивать выпуск машин для внутреннего рынка.