SakhalinMedia, 9 декабря. Министр образования Сахалинской области Анастасия Киктева на заседании областной Думы рассказала, как в регионе помогают детям с ОВЗ учиться и развиваться. По ее словам, в области обучается 3 819 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них 37% имеют инвалидность. Все они получают образование по адаптированным основным общеобразовательным программам, но 279 ребят, имеющих инвалидность, обучаются по основным общеобразовательным программам, сообщили в пресс-службе Думы.
В регионе шесть образовательных учреждений реализуют исключительно адаптированные программы. Это школы-интернат в Поронайске, Смирных, Долинске, коррекционные школы в Охе, Холмске и Южно-Сахалинске.
Если ребенок не может посещать образовательное учреждение, то дома для него бесплатно устанавливается базовое рабочее место с компьютером для учебы, проводится интернет. В текущем году на эти цели из областного бюджета потрачено более девяти миллионов рублей.
В 2025–2026 учебном году в областных общеобразовательных школах было организовано 15 специализированных классов для детей с ОВЗ, где сейчас обучается 68 человек.
"Психолого-педагогическое сопровождение и коррекционно-развивающую работу обеспечивают 506 специалистов. В этом году количество специалистов увеличилось, так как мы ввели 48 новых штатных единиц. Ежегодно за счет регионального бюджета на сумму более 7,5 млн рублей приобретаются специализированные учебники и учебные пособия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. По состоянию на первое ноября текущего года 2 871 детей с ОВЗ получают бесплатное двухразовое питание в образовательных учреждениях и 183 ребенка-инвалида, денежную компенсацию — 528 человек", — отметила Анастасия Киктева.

Анастасия Киктева. Фото: пресс-служба Сахалинской областной Думы
Она сообщила, что все дети, осваивающие образовательные программы на дому, также обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, при этом его можно заменить денежной компенсацией.
Для детей с ОВЗ, проживающих в отдаленных и изолированных территориях области, создана сеть школьных маршрутов (105). В прошедшем учебном году использовались 133 школьных автобуса. Например, в прошлом году в Долинскую школу-интернат приобретено транспортное средство для подвоза обучающихся, а также для перевозки детей к местам проведения различных мероприятий, проходящих в других муниципальных образованиях.

Заседание Сахалинской областной Думы. Фото: пресс-служба Сахалинской областной Думы
Министр образования подробно рассказала, как в Сахалинской области реализуется федеральный проект "Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства":
"Мы создаем не отдельные мероприятия, а целостную среду возможностей: от дистанционной службы ранней помощи в детском саду до карьерного центра в университете и банка работодателей в техникуме. В проекте участвуют министерства образования, социальной защиты, здравоохранения, агентство по труду и занятости населения, восемь пилотных образовательных организаций, муниципалитеты, СахГУ, колледжи и социальные партнеры. Для профессионального самоопределения создан "Атлас доступных профессий", ориентированный на сахалинскую экономику".
Проект уже доказал свою эффективность.
Министр добавила, что в этом году Сахалинская область признана лидером инклюзивности во всей России, заняв первое место в общероссийском рейтинге агентства стратегических инициатив. Данная оценка основана на мнении самих людей с инвалидностью и родителей:
Сахалин стал регионом-лидером по качеству жизни людей с инвалидностью Исследование затронуло доступность и адаптированность социальной инфраструктуры в регионах
"Главным символом успеха сахалинской системы инклюзивного образования в этом году стал триумф сборной региона на Национальном чемпионате "Абилимпикс" (16+). Поразительный результат — 67% сахалинских конкурсантов вернулись с медалями: золото, пять серебряных медалей и четыре бронзовых".
Депутаты приняли к сведению информацию по вопросу "О реализации мероприятий по созданию специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на территории Сахалинской области".
Принято решение рекомендовать министерству образования провести мониторинг укомплектованности общеобразовательных организаций специалистами сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью (учителями‒дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, тьюторами) и о результатах мониторинга сообщить в постоянный комитет по социальной политике.
По словам председателя комитета по социальной политике Александра Болотникова, вопрос и далее будет находиться на контроле комитета.