Год назад, в ночь на 4 марта 2015 года, на своем рабочем месте в Доме правительства в Южно-Сахалинске был задержан и отправлен в московское СИЗО губернатор Александр Хорошавин. В связи с этой датой SakhalinMedia напоминает о некоторых ключевых страницах "Дела Сахалина" — под этой рубрикой агентство публикует новости об одном из крупнейших коррупционных скандалов России. Заметим, что спустя год дело далеко от завершения, а скандал периодически разгорается с новой силой.
Ранее в сериале...
Кто такой Александр Хорошавин и как жилось сахалинцам под его руководством — в хронике "Эпоха Хорошавина на Сахалине" редакция агентства еще год назад предложила читателям подумать над тем, какие события из семилетней истории правления первого назначенного губернатора острова могли привести к такому финалу. Выделим несколько цитат.
2007 год, август. До своего назначения Хорошавин был мало знаком сахалинцам и уж точно не примелькался в областных СМИ. Настолько, что в ночь назначения онлайн-издания не могли найти портрет нового и.о. Использовали небольшое фото с сайта охинской администрации – на нем мэр выступает с отчетом перед районными депутатами.
2008 год, октябрь. Губернатор Хорошавин предложил создать уполномоченный орган по борьбе с коррупцией. "На Сахалине достаточно высокий уровень активности гражданского общества и его участия в обнародовании фактов незаконного ведения бизнеса или неправомерных действий со стороны государственных и муниципальных служащих. Это хорошо. Надо повышать контроль общественных институтов за действиями правоохранительных, государственных или коммерческих структур".
2015 год, февраль. Вечером в пятницу 6 февраля в интернет запустили слух о смерти Хорошавина. До сих пор не ясно, что это было — шутка, проверка или черная метка? Очевидно одно — не случайность.
Александр Хорошавин на прямой линии с сахалинцами. Фото: Пресс-служба губернатора
Список Хорошавина
В первые недели после ареста главы региона команда Хорошавина (за исключением задержанных вместе с ним помощников) изо всех сил работает "в обычном режиме", но уже ясно, что разгорающийся скандал приведет не только к отставкам чиновников. Итак, кто же из руководства области и города вошел в коррупционный "список Хорошавина".
До сих пор содержится под стражей в Москве советник губернатора Андрей Икрамов. Бывший руководитель футбольного и волейбольного клубов "Сахалин" и женской волейбольной командой "Сахалин" подозревается в том, что он помогал передавать взятку губернатору Сахалина в размере $5,6 млн. По версии следствия, губернатор получил деньги через Икрамова от сахалинского бизнесмена Николая Крана за преференции для его компании ООО "Энергострой" при исполнении госконтракта при строительстве крупнейшего промышленного объекта в регионе — энергоблока №4 Южно-Сахалинской ТЭЦ-1.
Сам Николай Кран, чьи показания легли в основу первого уголовного дела Хорошавина, активно сотрудничал со следствием, был приговорен к условному сроку, амнистирован и вскоре после этого умер. Как убеждено следствие, на качестве расследования смерть главного свидетеля не отразится. В октябре 2015 года СМИ сообщили о наличии еще одного фигуранта — высокопоставленного офицера ФСБ Владимира Заречнева, но об этих страницах дела журналистам известно немного.
Куда больше сахалинские СМИ знают о фигурантах второго дела Хорошавина — бывших зампреде областного правительства Сергее Карепкине и главе минсельхоза Николае Борисове. Оба фигуранта были арестованы в конце апреля 2015 года и надолго отправлены в московское СИЗО. Экс-губернатора и двух чиновников обвиняют в получении многомиллионных взяток за выделение субсидий на поддержку сельхозпредприятий.
Уже в январе 2016 года стало известно о возбуждении третьего уголовного дела — о взятках, которые давали депутаты гордумы Южно-Сахалинска за свое избрание. Скандал с покупкой мандатов сейчас в самом разгаре и продолжает пополнять рубрику "Дело Сахалина" заголовками об арестах депутатов. В "третьем деле Хорошавина" помимо арестованного еще в конце апреля вице-мэра Южно-Сахалинска Алексея Лескина фигурируют бывший чиновник областного правительства Анатолий Макаров и теперь уже бывший депутат гордумы Сергей Коротков. А также еще ряд депутатов — одни из них проходят по уголовному делу как свидетели, другие — Юрий Азизов и Владлен Мальков — недавно взяты под стражу.
Добавим, что длящийся год коррупционный скандал втянул в свой водоворот не одного известного сахалинца, хотя их связь с уголовными делами Хорошавина не всегда просматривается. Так, помимо перечисленных чиновников и депутатов под уголовное преследование попал депутат областной думы Сергей Зарицкий — по версии следствия, он склонял некое должностное лицо к получению взятки. Не совсем очевидна связь с "делом Сахалина" и бывшего сенатора Жанны Ивановой — уголовное дело против нее основано на событиях, уже давно описанных сахалинскими СМИ. Что касается экс-мэра Южно-Сахалинска Андрея Лобкина, то свою причастность как минимум к одному из дел он обозначил сам, спешно покинув страну в день ареста Хорошавина.
Бриллиантовая ручка
За год после ареста губернатора страна и Сахалин узнали много нового не только о коррупции, в которой погряз остров, но и ее материальных проявлениях. "Миллиард" наличными, "бриллиантовая ручка" за $36 млн, "Лексус" в подарок за эскорт-услуги, резиденция Уюн, к которой ведет "единственная на Сахалине асфальтированная дорога" — несколько запомнившихся моментов. Экс-губернатор Сахалина стал персонажем юмористических роликов.
Из более серьезного — в городском суде Южно-Сахалинска сейчас рассматривается гражданский иск об изъятии в доход государства имущества семьи Хорошавиных. Предмет иска — счета и недвижимость, не указанные Александром Хорошавиным и его супругой в своих декларациях. Следующее заседание назначено на 11 марта — месяц назад остающийся в СИЗО экс-губернатор попросил об отсрочке, чтобы "сформулировать свою правовую позицию". Ранее, напомним, супруга губернатора подала на развод, а затем — иск о разделе имущества стоимостью 800 млн рублей.
Арест
Александр Хорошавин остается под стражей в Москве с 4 марта. Мера пресечения неоднократно оспаривалась стороной защиты, но безрезультатно — несмотря на то, что еще в январе официальный представитель Следкома Владимир Маркин заявил о том, что дело находится в завершающей стадии. И несмотря на напоминание Путина о "презумпции невиновности" в отношении утратившего президентское доверие губернатора.
25 февраля Московский городской суд продлил срок ареста Александра Хорошавина до 27 мая, несмотря на его просьбу о домашнем аресте: "Уже 12 месяцев я нахожусь в изоляции, полгода не видел следователя, режим содержания очень жесткий. К тому же я не имел звонка и свидания с родственниками. Могу определенно сказать, что никуда бежать не собираюсь, так как счета все арестованы. Другая форма содержания вполне реальна, вы же не с убийцей дело имеете?"