Секреты цветочного бизнеса по-сахалински раскрывает молодой предприниматель Светлана Колычева. За несколько лет она успела поработать с компаньонами и создать свою организацию. Ее цветочная лавка пользуется большой популярностью особенно среди молодоженов. На вопросы корр. ИА SakhalinMedia Светлана ответила прямо за рабочим местом.
— Светлана, расскажите, как вообще пришла идея открыть свой салон цветов? Почему именно цветы?
— Всегда была творческим человеком. Еще когда училась в институте вернулась однажды из отпуска и увидела объявление, что требуются флорист. Пришла, устроилась. Учили меня только 3 часа — показали, как связать три розы и оставили одну. Никогда не забуду своего первого покупателя, когда розы просто развалились у него в руках. После года работы в салоне меня повысили до администратора, и все свободное время я проводила в магазине. Но наши пути разошлись. Я получила диплом и были мысли переехать в другой город. Но любовь к цветам осталась, и мне часто звонили постоянные покупатели, которые просили сделать букет и убеждали, чтобы его делала именно я. Приходилось перекупать цветы в других салонах, чтобы сделать букеты.
— Так что удержало на острове?
— Мне позвонила знакомая — начинающий декоратор и предложила открыть салон. Она со своими ребятами оформляла свадьбы, а я для них делала композиции. Решили, что можно попробовать. Деньги, которые я копила на переезд, вложила в общее дело. Открыли ООО, нашли место и начали работать. Но через некоторое время начались разногласия, и нам пришлось расстаться. Некоторое время приходила в себя и в итоге зарегистрировалась в качестве ИП, открыла свой салон. Уже полгода пытаюсь закрыть ООО — это тяжкий труд.
— Какие потребовались вложения в бизнес на этапе создания?
— На самом старте довольно-таки много. Единственное — нам не требовалось супер оборудование, которое стоит миллионы. Но при этом потратиться все равно пришлось. Тот же блок для поддержания низкой температуры в камере с цветами стоил 70 тысяч рублей. Сама камера, ее утепление, витрины, аренда и т.д. Всего чуть больше полумиллиона рублей.
— Пользовались ли вы поддержкой государства или кредитными услугами банков?
— В этом году пришлось взять кредит на закупку цветов на 8 марта. Что касается поддержки малого бизнеса, то ни с какими программами я не сталкивалась. В этом году уже не попадаю по срокам, а вот в начале 2017 года активно займусь этим вопросом.
— Почему все-таки цветы, а не конфеты, например?
— Цветы — это и красота, и творчество, и возможность общаться с людьми. Конечно, несколько позже понимаешь, что быть флористом — это тяжелая работа. Но, когда ты работаешь с цветами, настроение меняется, от них идет особая энергетика. К тому же мои гости, я их даже не называю клиентами, приходят в основном с положительными эмоциями, чтобы купить красивые цветы, поднять кому-то настроение, пойти на праздник. И эта атмосфера праздника — постоянна. Плюс — это красиво, и ты создаешь эту красоту своими руками, точно также как пишешь картину, результат в любом случае приносит эмоции.
— Можно ли назвать это искусством?
— Да, это действительно искусство. Но, к сожалению, у нас в городе немного мест, где можно действительно получить что-то похожее на произведение. Потому что в нашем городе по-прежнему остались ларьки, в которые приходишь и покупаешь товар. А букет от флориста это не просто товар, это целая композиция, которая создается для каждого индивидуально, со своими чувствами и эмоциями. Таких мест в городе совсем мало.
— Скажите, а цветочный бизнес — это выгодно и сильна ли конкуренция на сахалинском рынке?
— Если ты никакого отношения к цветам раньше не имел и решил хорошо заработать — не лезь в цветочный бизнес! Это мое убеждение. Что касается конкуренции — она очень велика. Сейчас на каждом углу цветочный ларек. Спасает то, что на самом деле мест, в которых вам соберут букет со вкусом, очень мало. Мы же ориентируемся на клиента и его пожелания.
— Светлана расскажите о проблемах с которыми приходится сталкиваться в процессе работы?
— Скажу кратко: мы на острове. Несмотря на то, что цветы идут напрямую из Голландии, они все равно задерживаются в Москве, а потом еще сутки летят до Сахалина. Раньше работала с поставщиками из Москвы, но по качеству понимала, что эти цветы неизвестно сколько и где пролежали, несмотря на то, что поставщики были крупнейшими в России. Еще одна проблема, что многие цветы в принципе не выдерживают транспортировку. Изначально в Голландии сфотографировали цветок — безумно красивый. Но он настолько нежен, что если его примяли, то он погибнет еще в процессе транспортировки или будет выглядеть плохо. Если ты добросовестный флорист, такой цветок отправишь в урну. Но есть и те, кто их реанимирует и продает.
Иногда случается так, что неожиданно поступает заказ на большую партию цветов, и требуется срочно доставить. А из-за большого расстояния возникают сбои. Тут еще погода свою роль может сыграть. У нас бывали такие случаи, когда товар снимали с рейса в связи с перегрузом. Однажды такая ситуация произошла перед свадьбой. Цветы зависли где-то в Москве, а мероприятие вот-вот. Пришлось выкручиваться. В таких ситуациях сначала мы проверяем все салоны, перекупаем цветы у них или, если подходящих не оказывается в городе, созваниваемся с невестой и обсуждаем другой вариант. Это тот фактор, который от нас не зависит. Проблема, еще в том, что и запас не сделаешь. Цветы закупил, а их никто не берет — приходится их списывать и ликвидировать, а это потери.
Еще одна сложность — это упаковочный материал. Можно его заказать и ждать неделями. А придет он тогда, когда в нем уже нет необходимости. Или обратная ситуация: заказала несколько рулонов качественной дизайнерской бумаги. Думала, что мне хватит месяца на 2-3, а прошло две недели и осталось совсем чуть-чуть. Нужно заказывать заново и ждать, когда ее доставят.
Буду откровенна, очень высокая арендная плата. Наша точка в торговом центре, и не смотря на то, что не рядом с главным входом — платить все равно приходится много. Немаленькие плачу налоги, хотя по части налогообложения ИП все же проще, чем ООО.
— Как часто приходится завозить цветы и какие средства на это тратите? Сколько в среднем на рынке стоит ваш букет?
— Цветы завозим 1-2 раза в неделю или в зависимости от потребностей. Доставка в среднем выходит около 25 тыс рублей. Средняя стоимость сборного букета около 2,5 тыс рублей. Это средняя рыночная цена. Здесь стоит отметить, что сумма может быть любой — все зависит от потребностей клиента.
— Вы работаете с кем-то из местных производителей?
— Мы покупаем иногда местные цветы. Они идеально подходят для сборных букетов. Но сейчас нашим гостям больше нравятся экзотические цветы. Поэтому их и стараемся завозить в нашу мастерскую.
— Кто вам помогает в деле?
— Со дня открытия салона начинала абсолютно все сама. Сейчас мне помогает мой молодой человек, девушка-флорист и курьер, который доставляет цветы для клиентов. Приходится ездить в аэропорт, проходить обязательный фитосанитарный контроль, грузить в машину тяжелые коробки, а потом их разбирать. Здесь требуются порядочные физические усилия.
— Какие требования вы предъявляете к своим сотрудникам или к тем, кто только приходит устраиваться к вам?
— На Сахалине есть масса людей, которые называют себя флористами, но по факту они ими не являются. То есть, если ты работал в цветочном магазине, это еще не значит, что ты флорист. У того, кто хочет этим заниматься, должен быть талант, при этом не обязателен опыт работы или диплом об окончании школы. Я нигде этому не училась. Человек должен увлекаться чем-то творческим. Флорист не может быть злым, наоборот, он должен быть легким, веселым, добрым и приветливым. Ему предстоит дарить настроение людям, переживать с ними, возможно самые счастливые и волнительные моменты в жизни. И вообще нужен крепкий характер, потому работа на самом деле не из легких. Не все выдерживают.
Важно то, как человек относится к своей работе, к цветам. У меня была большая текучка кадров, при этом расставались с флористами из-за систематического небрежного отношения к цветам и, как следствие, к гостям.
— Когда самый большой пик продаж цветов?
— Самый основной период — это конечно же 2-3 дня до 8 марта. Еще на День Матери много цветов берут, на 1-е сентября и конечно же день святого Валентина. Если по сезонам смотреть, то лето — это сезон свадеб. В этот период поступает большое количество заказов.
— Бывает так, что люди благодарят уже после мероприятий?
— Самое смешное, что не все знают, что я владелица салона, и часто говорят: "Этот салон держится только на вас, я в первый раз вижу такого флориста". Порой даже прибегают ко мне с конфетами, с шоколадками. У нас курьер при доставке букетов читает стихи и поздравления. Потом нам звонят и говорят, как им было приятно, а некоторые даже рыдают в трубку, когда благодарят.
— Расскажите о самом необычном заказе?
— Буквально недавно был очень необычный заказ. Девушке на день рождения своей мамы понадобился нереально огромный букет с ананасами. Мы взяли ананасы и цветы, которые долго стоят, и создали букет. Сейчас поддерживаем общение с этой девушкой — ей все очень понравилось.
— Каковы ваши планы по развитию этого бизнеса?
— В ближайшее время откроем еще одну точку. Нужно чтобы было две точки. Это позволит уменьшить некоторые риски.