Мыс Кузнецова
Фото: Юрий Гуршал, SakhalinMedia

Путешествие по юго-западному побережью Сахалина в гости к медведю Лехе и псу Жигану

Турбаза «Мыс Кузнецова» - это возможная альтернатива заповедному острову Монерон

Общество

5.11.2016

Юрий Гуршал. Летом после двухмесячных организационных мытарств, мечта о поездке на остров Монерон, разбилась об бюрократические преграды областного бюджетного учреждения с одноименным названием. Поэтому решили не испытывать судьбу и побывали в менее популярном месте отдыха — турбазе "Мыс Кузнецова". Своими впечатлениями и фотографиями от путешествия делится с читателями корр. ИА SakhalinMedia.

Турбаза находится на юго-западном побережье Сахалина напротив Монерона. Природа почти такая же – чистое море, воздух, минимум людей и много живности. Путевка стоит столько же, что и на остров. И как было обещано на сайте турфирмы, на мысе Кузнецова носятся стада мустангов, бродят ручные медведи и страусы, массово отдыхают перелетные птицы и круглогодично живут нерпы и сивучи, а в реках и море полно рыбы, креветок и крабов. Поверили сайту — поехали...

Дорога после Коврижки

Дорога после Коврижки. Фото: Юрий Гуршал

В намеченное время утром за нами заехал джип, его водитель и по совместительству гид Сергей развлекал нас различными сахалинскими байками всю дорогу до Невельска. Она сейчас почти полностью заасфальтирована. В районном центре остановились возле одного из магазинов и по совету Сергея, приобрели сгущенку для кормления медведя.

Асфальтовая дорога закончилась после Горнозаводска, далее пошла грунтовка до Шебунино, а после него и эта дорога пропала. Съехали на морскую отмель и после небольшого перерыва, двинулись по берегу туманного моря, через речки и ручейки.

В зыбких песках, и в воде прячутся огромные валуны, на которых в лучшем случае автомобиль может застрять, а в худшем – можно пробить картер двигателя. Об этих и многих других страшилках нам рассказывал водитель Сергей. Как позже выяснилось – это не просто байки, на побережье встречались брошенные остовы авто, а на небольшом участке старой дороги, на траве была видна полоса от черного масла из пробитого картера. Через несколько км встретилась и поврежденная иномарка. Ее водителя не было, он отправился за помощью, или просто бросил свое авто.


Чайки

Чайки. Фото: Юрий Гуршал

Всю дорогу нас сопровождал густой туман, запах водорослей и вопли больших и тучных чаек. Они стаями копошились в разлагающихся кучах морской капусты, выискивая добычу, и весь берег был белый от птичьих отметин. Под колесами авто похрустывали пустые панцири крабов. Повсюду был слышен рев ластоногих самцов – они занимают почти все камни, выступающие в море. Очень много кайр и бакланов. Встречались белые цапли и японские журавли.

Вид на гору Коврижку

Вид на гору Коврижку. Фото: Юрий Гуршал

Через 1,5 часа пути сквозь туман выступила темная громадина горы Коврижки. Про нее очередную байку рассказал Сергей.

Однажды молодожены-туристы решили провести первую брачную ночь в романтической обстановке на вершине горы. Стояла хорошая погода и кроме них желающих покорить вершину было немало. Доведенный до бешенства посторонними, молодожен обрезал канат, по которому можно было взобраться на вершину. Теперь уже никто не смог помешать счастью молодых. Оно длилось недолго — спустя два дня выяснилось, что спустится с горы можно было лишь по обрезанному канату. А еще через неделю злых и голодных супругов спасатели на вертолете сняли с Коврижки. После разборок в МЧС, молодожены подали заявление на развод.

Возле Коврижки свернули на старую японскую дорогу. Она привела нас на турбазу. Как объяснил Сергей, в девяностые годы здесь была криминальная вольница. Сюда доставлялась дефицитная электроника из Японии в обход таможни и пограничников. Режим порто-франко существовал до начала нынешнего века и сам по себе отпал с уходом эпохи дефицита. Зато остались добротные бревенчатые строения и почти нетронутая богатейшая заповедная природа.

Парадная сторона базы

Парадная сторона базы. Фото: Юрий Гуршал

База — это покосившийся старый забор, обнесенный новым редким ограждением, много различных строений, в том числе добротные бревенчатые двухэтажные коттеджи, оформленные по типу охотничьих. На некоторых размещены рельефные творения ручной работы из далеких девяностых, кругом много беседок и громадная баня со спуском к реке. Венчает все это на сопке часовня с золоченным крестом. Еще один большой крест установлен на другой более высокой сопке, на склонах которой пасутся стада полудиких лошадей. Около ворот разместили белую скульптуру шахтера с женой и младенцем.


Пес Жиган

Пес Жиган. Фото: Юрий Гуршал

На территории нас встретил большой белый пес. О том, что это не комнатная собака — свидетельствовали многочисленные шрамы на морде. Несмотря на мужественный и дикий вид, он вел себя очень вежливо и тактично, без излишних эмоций. Но когда ему отдали оставшиеся бутерброды с колбасой, пес был навеки наш. Как объяснили рабочие, звали белого красавца Жиган, он здесь главный над всеми животными. После обмена любезностями с нами, пес продолжил обход своей большой территории. А мы пошли кормить медведя Леху. Косолапого здесь держат в клетке, есть у него и собственная купальня в речке. Взяв банку сгущенки, Леха аккуратно прокусил ее и постепенно съел, выдавливая содержимое, как из тюбика с пастой. Кормление медведя — это единственный из местных аттракционов для приезжих – страусы передохли раньше.

Медведь Леха открывает банку со сгущенкой

Медведь Леха открывает банку со сгущенкой. Фото: Юрий Гуршал

Не пролить бы ни капли

Не пролить бы ни капли. Фото: Юрий Гуршал

Надо отдать должное гостеприимству – нам предоставили двухэтажный коттедж с громадной гостиной, оформленной в охотничьем стиле – медвежьи шкуры, головы оленей, косуль и волков, и очень много чучел орланов, соколов и сов. В каждой гостевой комнате тоже полно трофеев. На полках разместили часы в форме грудастых див и диковинных зверей. Также расставили сувенирные кубки. На одном из них из нефрита есть гравировка "ФТС России". Апофеоз этого богатого дурновкусия — полки с коллекцией пустых бутылок редких и дорогих марок коньяка, виски и водки. Поразила водочная емкость, выполненная в форме хрустального креста, на котором распята фигурка Иисуса.

Кристальная вода Татарского пролива

Кристальная вода Татарского пролива. Фото: Юрий Гуршал

Пока мы немножко прогулялись по территории, накрыли большой стол. Все свое, все с окрестных лесов, морей и огорода – рыба, икра, крабы, солености, грибы, папоротник, морская капуста. Климат здесь теплый, поэтому растет виноград и без всякого укрытия зреют помидоры и огурцы. На десерт был подан фигурный громадный каравай с рыбой. Подобную вкусную красотищу я встречал лишь на больших свадьбах. Правда и на ужин, и на следующий день тоже все было рыбное. Стало понятно, почему Жиган нам был благодарен за колбасу, ведь пес не чайка, чтоб все время питаться рыбой.

прогулка по морю

прогулка по морю. Фото: Юрий Гуршал

Белый красавец сопровождал нас, лишь мы начали прогулку по пляжу до природных гротов. Убедившись, что все в порядке он перепоручил нас другому более мелкому псу. Зато, когда мы возвратились, первым встречал. Сопроводив на обед, ушел и появился после, и конечно заслужил несколько вкусных кусков. Насытившись, вежливо брал угощенья и делился с более осторожными четвероногими друзьями, которые не решались к нам подойти.

Густой туман все не рассеивался, тем не менее мы выбрались на большой песчаный пляж. Было тепло, вода кристально-чистая и немного прогретая на отмели. Мы загорали под туманным солнцем, и пес дремал возле нас. Жиган не просто спал— он охранял нас. Недалеко пасся дикий мустанг с двумя кобылицами. Когда я попытался подойти к ним поближе, чтоб сфотографировать, конь угрожающе пошел на меня, обороняя своих спутниц. Несколько секунд и Жиган отогнал их на сопку.

Через полчаса подошел наш гид-водитель Сергей и попросил побыть еще несколько часов на берегу.

"К нам должен прилететь на вертолете губернатор. Он осмотрит территорию базы и далее проследует на Монерон, поэтому нежелательно попадаться ему на глаза", — объяснил он. Как выяснилось, дальше на лугу есть ВИП -дом с вертолетной площадкой. Ожидание затянулось, туман до вечера все не рассеивался и "воздушную тревогу" на базе через несколько часов отменили. Чтоб не было скучно, к нам присоединился парень азиатской наружности, не знающий ни одного слова по-русски. Он привел кобылицу и жестами объяснил, что готов покатать нас на лошади вдоль моря. Моя дочь проявила отвагу и процессия из наездницы, поводыря, кобылицы, жеребенка и дежурного пса долго гуляла вдоль прибоя.

Конная прогулка

Конная прогулка. Фото: Юрий Гуршал

С наступлением темноты мы вдоволь попарились в настоящей рубленной бане с дубовыми вениками (здесь целые рощи этих деревьев). И отужинали в беседке при свете луны. Пели какие-то ночные птицы, ржали вдалеке лошади, шумело море. Для нас-горожан, лишенных покоя, такой божественный летний вечер был большим подарком. Сидели долго за полночь, и все это время белой пирамидкой скромно в углу двора сторожил нас покой Жиган.

Вскачь от Жигана

Вскачь от Жигана. Фото: Юрий Гуршал

Утром нас ждала экскурсия на старый японский маяк и лежбища котиков. Дорога шла через дубовые рощи, по сопкам с пышной травой и медвежьей дудкой. Невдалеке паслись стада осторожных мустангов. Как объяснил Сергей, летом они бродят сами по себе, а зимой приходят к людям, в загоны с кормом. Медведей они не боятся, а больше врагов у них здесь нет. Лошади все упитанные и очень красивые, природа сама провела нужную селекцию.

Японский маяк

Японский маяк. Фото: Юрий Гуршал

На сопке возле маяка открылись чудесные виды на скалы, круглогодичные лежбища котиков и нерп. На юго-западе была видна японская гора Рисири высотой около 2 км с заснеженной вершиной, а чуть правее темнел на горизонте знаменитый Монерон.

Мыс Кузнецова – один из памятников природы Сахалина. Он расположен в Невельском районе на юго-западном побережье полуострова Крильон, в 130 км к северу от Южно-Сахалинска. Территория природоохранной зоны включает выровненное плато и обрывистые морскими берега с уникальной флорой и фауной. Название свое мыс получил в честь капитана 1-го ранга Д. И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 году для охраны российских границ.

Возвратились и навестили медведя Леху. Отдали ему оставшуюся сгущенку. Тут Жиган устроил безобразный скандал с косолапым. Он его облаял и цапнул за шкуру. Оторопевший от такой наглости Леха взревел и попытался разодрать пса. На рев и лай сбежались рабочие. Мы наоборот ушли от клетки, и Жиган оставил медведя в покое. Объяснить такое поведение можно было лишь одним — он защищал нас, не побоявшись огромного медведя. Сергей рассказал, что подобных инцидентов до сих пор не было. После обеда нам надо было уезжать. Было грустно и искренне жаль расставаться с этим местом и особенно с белым псом Жиганом и медведем Лехой.

Вид сверху на пролив

Вид сверху на пролив. Фото: Юрий Гуршал

Дорога домой была короче и комфортней — Серегины страшилки закончились, тумана не было, и больше никто не мешал нам наслаждаться тишиной, морем и побережьем. Благополучно преодолели все трудные участки и вскоре были на асфальте, который и довел нас до Южно-Сахалинска.

За туманом — Япония

За туманом — Япония. Фото: Юрий Гуршал

Медведь Леха ест сгущенку

Медведь Леха ест сгущенку. Фото: Юрий Гуршал

Былая красота

Былая красота. Фото: Юрий Гуршал

Наездница Ксения

Наездница Ксения. Фото: Юрий Гуршал

Жиган на службе

Жиган на службе. Фото: Юрий Гуршал

Не подходи -укушу

Не подходи -укушу. Фото: Юрий Гуршал

Мама с сыночком

Мама с сыночком. Фото: Юрий Гуршал

Гроты

Гроты. Фото: Юрий Гуршал

Каменные россыпи

Каменные россыпи. Фото: Юрий Гуршал

Мустанги на выпасе

Мустанги на выпасе. Фото: Юрий Гуршал

Свалка истории заповедника

Свалка истории заповедника. Фото: Юрий Гуршал