О том как реализовывались в 2016 году меры социальной поддержки населения в интервью корр. ИА SakhalinMedia рассказала начальник отдела муниципальной социальной политики администрации Южно-Сахалинска Елена Зубова.
В областном центре действует программа "Социальная поддержка населения городского округа "Город Южно-Сахалинск", которая включает 44 мероприятия. Из городского бюджета на ее реализацию в 2016 году направили 290,5 млн рублей.
— Оказание социальной поддержки гражданам не является обязанностью муниципальной власти, но управление социальной политики администрации Южно-Сахалинска успешно работает в этом направлении, и в бюджете на будущий год на эти цели запланированы значительные средства. Почему администрация города выполняет не обязательные для нее функции?
— Действительно, с 1 января 2005 года в соответствии с изменениями, внесенными в российское законодательство, социальная поддержка населения не является прямыми полномочиями муниципалитета. Тем не менее, законодательно не запрещено заниматься этой работой. На вопрос о том, почему мы продолжаем заниматься социальной политикой, можно ответить кратко — от этого зависит благополучие наших граждан, и кому, как ни администрации города, заниматься поддержкой граждан. Мы напрямую работаем с горожанами, сталкиваемся с различными жизненными ситуациями — все это позволяет нам постоянно совершенствовать меры социальной помощи, вести ее адресно и целенаправленно.
— Расскажите подробнее о городской программе социальной поддержки?
— Сегодня все мероприятия управления социальной политики реализуются в рамках муниципальной программы социальной поддержки населения городского округа "Город Южно-Сахалинск", которая рассчитана на период до 2020 года. В 2016-м на ее реализацию из городского бюджета было направлено 290,5 млн рублей. Эта программа включает две подпрограммы – "Город без границ" и "Забота".
"Город без границ" — это поддержка южносахалинцев с ограниченными возможностями здоровья, а также формирование доступной городской среды для данной категории населения. А в рамках подпрограммы "Забота" оказываются меры социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Чтобы комплексно решать проблемы доступности объектов и услуг для маломобильных групп населения разработан план мероприятий. Также утвержден перечень приоритетных объектов, подлежащих реконструкции и оборудованию приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения. Идет адаптация социальных объектов городской инфраструктуры: проектно-сметная документация подготовлена по 44 объектам, строительные работы выполнены на 31 объекте.
Если говорить подробнее о подпрограмме "Забота", то надо отметить, что начиналась она с мероприятий, направленных на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, детьми-сиротами и на социальную поддержку ветеранов войны.
В последние три-четыре года мы стали оказывать материальную помощь совершеннолетним детям-сиротам, которые уже окончили учебные заведения или выпустились из интернатов и попали в трудную жизненную ситуацию. К сожалению, такое случается нередко, что дети остаются одни, без поддержки родителей, поэтому заботу о них берет государство, в том числе и муниципалитеты.
Детям-сиротам и детям-инвалидам администрация города помогаем собираться в школу. На эти цели предусмотрена единовременная выплата для подготовки к 1 сентября.
Большую работа мы ведется по оказанию помощи семьям, особенно многодетным.
При рождении трех и более детей город выплачивает родителям 1 млн рублей. В 2016 году в Южно-Сахалинске на свет появилось две тройни.
В рамках подпрограммы "Забота" также оказывается единовременная и ежемесячная материальная помощь не только инвалидам или ветеранам, но отдельным категориям граждан, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
— Расскажите подробнее, как определяется, кому и в каком размере оказать помощь?
—Утверждена социальная комиссия, которая рассматривает представленные нуждающимися гражданами пакеты документов и принимает решение о выделении материальной помощи. Председателем комиссии является вице-мэр, курирующий социальные вопросы, входят в нее представили Городской Думы, госучреждений и администрации города.
С этого года у нас изменился порядок оказания материальной помощи. Она стала более адресной и конкретной. Сейчас мы компенсируем фактически понесенные затраты, то есть гражданин сначала должен представить документы, подтверждающие его расходы, на основании которых производятся выплаты.
— Назовите наиболее приоритетные направления?
— Администрация Южно-Сахалинска оказывает более 50 различных видов социальной поддержки населению. Главная категория – это ветераны Великой Отечественной войны. Раньше ежемесячные доплаты к пенсии и единовременные выплаты ко Дню Победы выплачивались только участникам войны, на сегодняшний день — всем ветеранам ВОВ.
Большое внимание уделяется и детям-инвалидам, детям-сиротам и многим другим категориям граждан.
Очень часто к нам обращаются за помощью семьи, имеющие детей с серьезными заболеваниями, которые нуждаются в дорогостоящей медицинской помощи. Мы проанализировали документы по лечению таких деток, годовой курс обходится родителям порой до полумиллиона рублей. Поэтому конце 2015 года была введена еще одна дополнительная мера поддержки — это оказание материальной помощи людям, имеющим несовершеннолетних детей на их лечение и реабилитацию. Размер помощи, на которую могут рассчитывать такие семьи — 100 тысяч рублей в год. В 2016 году мы запланировали на эти цели 2,5 млн рублей, но уже в июне эти средства были истрачены, и мы обратились к мэру с просьбой увеличить данную статью расходов до 5,6 млн рублей, чтобы удовлетворить все те запросы, которые в течение года к нам поступают.
— Вы сказали о том, что поддержка оказывается по более чем 50 направлениям, но в 2015 году их было значительно меньше, за счет чего такой рост?
— Это обусловлено тем, что администрация города старается оперативно реагировать на проблемы, которые беспокоят людей, и с которыми они остаются один на один. К примеру, на обращения людей с ограниченными возможностями мы реагируем моментально. Составляется письмо к мэру с просьбой оказать поддержку, и надо отметить, еще не было ни оного случая, чтобы глава города не поддержал наши инициативы в этой части.
— Какие новые направления работы можете отметить?
— В 2015 году был принят целый ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих новые меры поддержки, среди которых бесплатный проезд школьникам. Это направление требует много внимания. Сама по себе выплата – это только малая часть работы. Еще необходимо сформировать и проверить базы данных, подготовить документы к выплате, синхронизировать работу с другими структурными подразделениями. Это трудозатратный процесс, но очень необходимый.
— Какая работа ведется для поддержки граждан с ограниченными возможностями?
— По этому направлению разработана дорожная карта – комплекс мероприятий для осуществления доступности социальных объектов городской инфраструктуры. В создании плана были задействованы все структурные подразделения администрации города.
Мы обратились также к общественным организациям инвалидов, которые непосредственно общаются и работают с горожанами с ограниченными возможностями здоровья, и знают какие мероприятия наиболее востребованы, и какие проблемы маломобильных категорий населения требуют скорейшего решения.
— Предприниматели, насколько нам известно, тоже должны участвовать в процессе обеспечения доступности городской среды?
— Все верно, доступная среда – это не только пандусы или поручни, это возможность посмотреть фильм слепому человеку или услышать в автобусе объявление об остановке, зайти на почту. Поэтому действует рабочая группа по мониторингу социальных объектов. В нее включены представители управления социальной политики, департамента городского хозяйства, управления капитального строительства, департамента потребительского рынка, представители общественных организаций инвалидов. Мы собираемся вместе и выезжаем в рейды по городу. Причем, если раньше это были отдельные объекты, то сейчас мы выбираем конкретную улицу, к примеру, Комсомольскую, и обходим все организации расположенные на ней: магазины, аптеки, социальные учреждения и так далее. Все проблемы фиксируются. После выясняем, кто хозяин организации и проводим с ним разъяснительную работу. Если реакции никакой не следует, то обращаемся в прокуратуру.
В текущем году паспортизовано 197 объектов городской инфраструктуры, в том числе гостиницы, торговые центры и магазины, отделения банков, почтовые отделения, объекты общественного питания и бытового обслуживания. Рабочей группой обследовано 263 объекта.
Хочется отметить, что, как правило, наши предприниматели относятся к замечаниям или информации с должным вниманием и добровольно выполняют те мероприятия, которые необходимы для формирования доступной среды.
— Как действуют общественники? Им нравится принимать участие в этой работе?
— Мы усилили работу с общественными организациями, ежемесячно с их активом собираемся и решаем насущные вопросы. Благодаря таким встречам мы узнаем по проблемах из первых уст. После разговора сразу же стараемся принять меры к решению проблемы, и к следующей встрече с общественниками отчитываемся о проделанной работе.
Четыре года назад на таком же совместном совещании общественная организация "Твой мир" высказала предложение о приобретении транспортного средства малой вместимости для перевозки маломобильных горожан. Большой автобус, ранее купленный для этих целей, не всегда мог подъехать по узким внутридворовым проездам к подъезду дома, где живет инвалид-колясочник. На тот момент у нас в бюджете денег на эти цели не было, но мы обратились в Министерство социальной защиты Сахалинской области, и на условиях софинансирования приобрели "Газель". Этот автобус сейчас возит наших спортсменов-колясочников в бассейн, поликлиники, торговые центры и так далее. В этом году мы купили второй автобус такого же типа и вместимости.
Или другой пример решений, которые последовали после совместных встреч с общественниками. Мы приобрели, так называемые, шагающие лестничные подъемники. Об их существовании узнали именно на одном из таких совместных совещаний.
Работа по созданию доступной среды, которая не проводилась многие десятки лет, очень серьезная и всеобъемлющая. Мы только в начале этого пути. И участие общественников в этом процессе сложно переоценить. Ведь доступная среда – это, в том числе, и комфортная психологическая среда. И наша задача вместе с общественными организациями вытянуть маломобильного человека из своего окружения в социум, сделать его активным членом общества. Человек не должен один оставаться со своими проблемами. Любой может прийти в общественную организацию или к нам, и мы вместе постараемся ему помочь.
— Какие меры социальной поддержки оказались наиболее востребованными в 2016 году?
— Самая востребованной оказалась материальная помощь лечение и реабилитацию детей. Мы помогли 56 семьям. Как я уже отмечала, пришлось увеличивать сумму предусмотренных на это средств почти в два раза. Уже сегодня мы знаем, кто к нам обратится в январе месяце. Есть те, кто сейчас находится на лечении в Японии.
Дополнительных средств нам пришлось просить и на помощь бывшим воспитанникам детских домов в возрасте до 23 лет.
Также популярностью пользовалась вновь введенная мера социальной поддержки – помощь родителям социально незащищенных детей в части оплаты проезда к месту их отдыха за пределы Сахалинской области на территории Российской Федерации.
Когда мы обратили внимание, что все путевки в оздоровительные учреждения Сахалинской области израсходованы, а потребность в оздоровлении высокая, но не у всех родителей достаточно средств, чтобы вывезти таких деток за пределы Сахалинской области, мы решили помочь таким семьям и оплатить проезд. В итоге в детские лагеря Приморья поехали дети Южно-Сахалинска, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Также новшеством этого года и одновременно очень востребованной мерой поддержки стала помощь ветеранам Великой Отечественной войны в случае экстренных событий. Вы знаете, что ремонт квартир проводятся из местного бюджета и есть определенный график таких работ. Но в случае если лопнула труба или батарея, разбилось окно, покосилась дверь – требуется срочная замена. Поэтому на такие экстренные ситуации администрация установила материальную помощь в размере 50 тысяч рублей, чтобы можно было в максимально короткие сроки восстановить быт наших ветеранов.
— Бюджет Южно-Сахалинска в 2017 году, как известно, станет меньше, чем в уходящем году. Тем не менее, он по-прежнему сохранит социальную направленность. Почему городские власти приняли решение не сокращать бюджет по социальной политике?
— Как бы ни складывалась экономическая ситуация, каким бы ни был год, работа администрации все равно направлена на улучшение благосостояния нашего населения, и особенно граждан, нуждающихся в социальной защите. Это политика администрации города и позиция мэра.
За 2016 год администрация Южно-Сахалинска организовала более 140 мероприятий — реабилитационных, социально-значимых, спортивных, культурно-досуговых. В них приняли участие 6930 инвалидов и маломобильных граждан. В наступающем году мы намерены усилить свою работу, чтобы сделать жизнь наших горожан еще лучше и комфортнее.