Сахалинская область адаптируется к новой реформе KPI для губернаторов - политолог
14:44
Считались бы вы красивой в СССР? Узнайте правду прямо сейчас- ТЕСТ
20:45
Самые популярные новости ИА SakhalinMedia за 1 декабря
20:00
На ночь глядя: ДТП с кортежем премьера Японии и массовое "столкновение" галактик
19:30
Непогода скорректировала время прибытия "Поезда Деда Мороза" в Долинск и Южно-Сахалинск
19:12
Автомобиль влетел в фонарный столб в Южно-Сахалинске. Водитель пострадал
19:03
Похолодание и сильный ветер — прогноз погоды на Сахалине и Курилах на неделю
17:00
Гороскоп на декабрь 2024 года для всех Знаков Зодиака
16:30
Планируем бюджет на Новый год: подорожали ли продукты для "Оливье" в 2024 году
16:00
В Долинске загорелся мусорный контейнер
15:33
Ослепительно сияет: моем духовку изнутри без химии
14:00
В Южно-Сахалинске горел частный дом на площади 120 кв метров
13:27
Две сахалинские школы победили во всероссийском конкурсе школьных музеев
12:41
Неделя с SakhalinMedia: повышение МРОТ, успех "Горного воздуха" и сахалинцы на OZON
12:00
Из Южно-Сахалинска в Москву в новогодние праздники запустят дополнительные рейсы
11:31
Международные соревнования по тяжелой атлетике стартовали на Сахалине
10:25

Борьба за бюджет или политический фарс - сахалинских коммунистов не поддержали в Госдуме

Представители КПРФ на Сахалине не оставляют надежд извлечь максимум политических очков из ситуации с островным бюджетом
Плакат ИА PrimaMedia
Плакат
Фото: ИА PrimaMedia

Борьба за бюджет Сахалинской области все больше обрастает скандалами. Высказывания отдельных депутатов, общественников и чиновников все чаще напоминают политический фарс. Тем временем, судьбоносные для островного региона поправки в Бюджетный кодекс, уменьшающие сахалинскую долю налога на прибыль от нефтегазовых доходов по проекту "Сахалин-2", приняты практически единогласно. Единственным проголосовавшим против таких поправок, как и обещал, остался Георгий Карлов, депутат единоросс от Сахалина, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.

Новая схема распределения налога на прибыль по проекту "Сахалин-2" в Бюджетном кодексе была принята Госдумой 15 ноября. Теперь по новой пропорции 75% доходов отправятся в федеральный бюджет, а Сахалинская область получит только 25%.

Однако, как утверждают открытые и официальные источники, без средств к существованию регион не останется. Изъятые деньги частично вернут Сахалину через субсидии. Направят их, как утверждают те же источники, – на выполнение первостепенных социальных обязательств перед жителями и реализацию крупных инвестиционных проектов. Иными словами курс на развитие региона будет продолжен, а на уровне жизни сахалинцев и курильчан изменения не отразятся.

Казалось бы, точка в вопросе поставлена. Для всех очевиден результат – из всех возможных негативных вариантов развития, области удалось отстоять самый оптимистичный в сложившейся ситуации сценарий. Однако, как выяснилось, это обстоятельство меньше всего беспокоит сахалинских коммунистов. Традиционно настроенные на протест они в очередной раз пытаются извлечь из ситуации собственные политические дивиденды.

Прежде чем понять логику их действий, необходимо обратиться к предыстории вопроса. Впервые о возможности перераспределения средств бюджета Сахалинской области стало известно в конце сентября. Срочную новость федеральных изданий подхватили и местные. Средства массовой информации как по команде заговорили о непомерно раздутом бюджете Сахалина и его неэффективном использовании. Посыпавшиеся статьи и заметки сопровождались тщательно выверенными и наиболее убедительными для обывателя аргументами. Журналисты, к примеру, сообщали, что в 2015 году островной регион имел рекордную казну – более 200 миллиардов рублей. А по итогам следующего 2016 года неосвоенными на островах остались несколько десятков миллиардов. Не знающему особенностей бюджетных процессов массовому читателю со страниц электронных изданий со всей определенностью говорили – "лишние" средства у Сахалина необходимо забрать и регион от этого нисколько не пострадает. Сначала несколько туманно, а потом все яснее стали проступать и контуры инициаторов решения – двух федеральных министерств – по развитию Дальнего Востока и финансов.

Реализовывался их замысел с необычайной скоростью. Не сразу о нем узнал даже вице-премьер российского Правительства и полномочный представитель Президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. И уж тем более – сам островной регион, у которого в одночасье вдруг решили забрать треть казны. Власти Сахалина уже вдогонку бросились объяснять – рекордный бюджет область имела только в 2015-м, а на следующий год его размер уменьшился вдвое. Причиной стало резкое падение цен на углеводороды на мировом рынке – казну в значительной степени до сих формируют собранные налоги от двух нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

Нашлось объяснение и "неиспользуемым миллиардам". Дело в том, что область – единственная в России — получает основную часть доходов в бюджет единовременно в конце первого квартала. В это время происходит сбор налогов от нефтегазовых проектов. Получается, что в начале года на счетах попросту нет средств и необходимо заблаговременно создать их резерв, чтобы было из чего платить заработную плату бюджетникам и направлять деньги на важные социальные нужды.

Впрочем, тогда, в сентябре выполнение главной для региона задачи поставили под сомнение предлагаемые изменения в федеральное законодательство. Реакция островных властей, узнавших об этом из средств массовой информации, была молниеносной. Сахалинская областная Дума оперативно подготовила отрицательный отзыв о проекте федерального бюджета, где учитывались нововведения.

В столицу направилась островная делегация из представителей исполнительной и законодательной власти. Последствия возможного сокращения доходов регионального бюджета обсуждались с вице-премьерами правительства Юрием Трутневым и Дмитрием Козаком, а также с главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко и председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным. Федеральные и региональные чиновники пришли к общему знаменателю — изменение параметров островного бюджета не должно привести к ухудшению условий жизни на Сахалине и Курилах. А председатель Госдумы даже указал на недоработку министерства финансов, которое не согласовало этот неоднозначный вопрос с региональными властями.

Результатом множества встреч и переговоров стал компромисс – Сахалинской области компенсируют половину выпадающих доходов через федеральные субсидии. Например, в 2018 году сумма возврата составит более 16 млрд рублей.

С учетом договоренностей отрицательный отзыв о проекте нового федерального бюджета со стороны областной Думы отозван не был. В Москву ушло письмо за подписью председателя регионального парламента Андрея Хапочкина о согласии на возвращение денег в виде субсидии региону. В документе в частности говорится: "Принимая во внимание, что достигнутые договоренности минимизируют негативные последствия для бюджета Сахалинской области, полагаем возможным согласиться с проектом закона о федеральном бюджете…в редакции, предусматривающей покрытие части выпадающих доходов бюджета Сахалинской области за счет предоставления субсидий из федерального бюджета".

Фактически Хапочкин подтвердил, что Сахалин будет следовать договоренностям с федеральными властями. Более того – в том числе и его твердой позиции сахалинскому правительству удалось вернуть половину изымаемых средств. Из источников SakhakhalinMedia известно, что депутата пытались убедить в Москве, чтобы он уговорил своих коллег отозвать отрицательное заключение областной Думы безо всяких компенсаций для Сахалина. На это он не пошел принципиально.

Однако с таким подходом не согласились сахалинские коммунисты и на очередном пленарном заседании Сахалинской Думы 16 ноября, в привычной для себя протестной форме высказались о несогласии с действиями председателя Думы Андрея Хапочкина. Учитывая, что сам депутат был в это время в командировке в Якутии, ответить им было некому. Формальным поводом стало то, что письмо председателя облдумы в Москву было написано на общем бланке Думы, а не депутата.

Особое мнение выразил и президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов, назвав критику в адрес Андрея Хапочкина надуманной.

"Борьба за формирование областного бюджета имела общефедеральный резонанс, и здесь требовалось искусство лавирования – как минимизировать дискриминацию интересов Сахалина, недвусмысленно заявив свою позицию и в то же время избежав прямой конфронтации с федеральной властью. Если сравнить с другими осенними бюджетными спорами (большой резонанс получили обращения к федеральной власти представителей Карелии и Хакасии), действия сахалинцев – в том числе депутатского корпуса – были наиболее результативными.

По сути выбор был между полным лишением региона доходов от проекта "Сахалина-2" или получение 16 из 32 миллиардов – и удалось добиться именно второго решения. Вполне естественно, что для этого приходится маневрировать, в том числе в рамках парламентской процедуры и документооборота – просто одни лавируют по привычке и все время, а вторые – понимая, что лавирование – это инструмент для достижения четкого результата. По итогам бюджетного спора Андрея Хапочкина можно отнести к вторым," — заключил Михаил Виноградов.

Следует отметить, что наиболее активно в данном вопросе свою позицию выразила коммунистка Светлана Иванова. Действия спикера она квалифицировала как превышение полномочий. При этом большинство депутатов с этим не согласились и решили дождаться возвращения Хапочкина из командировки. Но в сущности, важные для сторонников коммунистов в Думе слова уже были произнесены, и максимальная политическая выгода извлечена.

В свете произошедших событий особый интерес представляет позиция сахалинских коммунистов и лично Светланы Ивановой при голосовании за проект изменений в действующий бюджет области. На протяжении года члены КПРФ принципиально не поддерживали изменения в главный финансовый документ региона. Даже когда предлагалось направить дополнительные доходы на такие значимые направления, как строительство дорог и жилья, развитие сельского хозяйства. При этом, отмечают в Сахалинской Думе, не вносила депутат Иванова в проект бюджета и собственных предложений, ограничивалась лишь периодическими эмоциональными выступлениями на заседаниях.

Под стягом борьбы за бюджет региона, по всей видимости, свои политические очки решила извлечь и коллега Ивановой по партии Галина Подойникова. На прошедших выборах она не прошла в областную Думу и теперь взяла курс на участие в выборах в Городскую Думу Южно-Сахалинска. Возможно именно это объясняет проведение пикета в Южно-Сахалинске против перераспределения нефтегазовых доходов. Пикета, который ни на что не повлияет, так как решение об изменении пропорции Государственной Думой уже принято. Как отмечают местные политологи, это может быть всего лишь попытка использовать волну людского негодования для своей выгоды и зарабатывания политических очков.

Особенно ярко популизм сахалинских коммунистов проявляется на фоне действий их коллег из Государственной Думы. Иными словами, позицию сахалинского КПРФ не поддержала фракция КПРФ в Госдуме. Те самые злополучные поправки в Бюджетный кодекс, регулирующие механизм перераспределения доходов от нефтегаза, были приняты большинством голосов, в том числе и коммунистов. Из 410 проголосовавших, 38 коммунистов, присутствовавших на заседании проголосовали "за" эти поправки. В том числе, "за" проголосовал и коммунист от Сахалинской области и Приморья Николай Харитонов, который ранее высказывался за неизменность параметров островной казны. Верным своим обещаниям, как мы уже отмечали, остался лишь депутат-единоросс от Сахалина Георгий Карлов — единственный проголосовавший "против" проекта поправок.

143124
64
39