Юрий ГУРШАЛ. Буддисты встретили Новый — 2018 год с первыми лучами солнца в пятницу, 16 февраля. По-бурятски праздник называется "Сагаалган", у других народов монгольского происхождения "Цагаан Сар" или "Белый месяц", сообщает ИА SakhalinMedia.
Связано это не только с тем, что стали отмечать его зимой, преимущественно в феврале. У бурят это древнее название как раз связанное с осенью, когда на столах в обилии появлялись молочные напитки и блюда, а также выпадал первый снег в степи – "сагаалха" или "сагаалгаан" как раз и можно перевести "белить, отбеливать".
Буддийские храмы. Фото: Петр Цырендоржиев
Празднование по лунному календарю первого дня весны было введено среди монгольских народов и части тюркских внуком Чингисхана Хубилайханом в 1267 году. До этого буряты и остальные монгольские народы праздновали наступление Нового года осенью, после того как заканчивался летний и осенний период нагула скота. В этом есть схожесть и с традициями русского и других восточнославянских народов, отмечавших наступление нового года также осенью, после завершения осенней уборочной страды.
В это время монголы прибавляли год возраста себе. В этот праздник проводятся особенно торжественные богослужения, 30 числа последней зимней луны в буддистских дацанах всю ночь читают молитвы богине Лхамо – защитницы Учения. Считается, что в ночь наступления Нового года эта богиня облетает на небесном коне всю Землю и проверяет, как буддисты подготовились к "Сагаалгаану".
С праздником. Фото: Петр Цырендоржиев
Во время праздника люди поздравляют друг друга, произносят благопожелания, делают подарки, обмениваются угощениями. Подарки, как правило, скромные, чтобы не ставить в неудобное положение одариваемых дороговизной преподносимых вещей. Хорошая встреча нового года по народным поверьям способствует долголетию, изобилию пищи и приплода. Праздник "Сагаалган" длится 15 дней. Проводится целая серия обрядов, посвященных 15 чудесам Будды. Многие ритуалы связаны с ожиданием появления богини Лхамо. В эти дни принято навестить по возможности всех родственников и друзей.
Алтарь. Фото: Петр Цырендоржиев
Одним из наиболее значимых моментов праздника является проведение обряда "Дугжууба" , который проводится за два дня перед днем Нового года. Дугжууба-это своеобразный обряд очищения от всего плохого, специальный ритуал для устранения всех помех, для того, что бы в новом году человек обрел благополучие, мир и спокойствие. Дугжууба считается особо эзотерическим ритуалом, его запрещено проводить в местах проживания людей. В этот день необходимо провести уборку в доме. Эта традиция связана с поклонением огню, его очищающей силе. В этот костер, в который буддисты-священники водружают ритуальный предмет "сор", сделанный в виде пирамиды, прихожане также кладут кусочки теста и материи, которыми перед обрядом провели по лицу и рукам – это символически означает, что грехи уходящего года должны сгореть в огне.
С праздником. Фото: Петр Цырендоржиев
В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи всем — от мала до велика. Готовили подарки, чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник. В знак уважения также готовили хадаки — прямоугольные платки из шелка пяти цветов. Синего, красного, желтого, зеленого и белого. Также после посещения буддистского храма в чистом месте вывешиваются "Небесные кони" или "Хий морин" — это небольшие флаги, на которых напечатаны изображения коня и молитвы. Причем каждой семье его лама-священник определяет сторону света, где он и должен вывесить этот флаг.
На следующий день (канун нового года) верующие встречают великую защитницу Учения Будды— Палден Лхамо-небесную богиню. Покровительница всех живых существ в ночь перед этим днем обходит вселенную с особой ревизией. В этот день –бутуу удэр (закрытый день) , в этом году он придится на 8 февраля, желательно всем находиться дома, среди своей семьи. В этот день проводятся обряды поклонения домашним божествам и хозяину огня. В доме у алтаря зажигались лампады-зула, воскуривались благовония, преподносились различные угощения. Причем особое внимание уделялось тому, чтобы лампады горели полные сутки.
Буддийские храмы. Фото: Петр Цырендоржиев
На следующий день верующие отмечают Новый год — проводится хурал (буддистский молебен с участием всех священников храма и верующих) в честь наступившего года. В первый день нового года глава семьи должен первым поприветствовать восход солнца дарами от семьи, обязательно преподносились дары и духу местности, с просьбой о благополучии для всех близких. Прежде всего это молоко, чай с молоком и другие молочные блюда. В большинстве семей время приветствия солнца и духов местностей вычисляется старинным способом – на рассвете глава семьи выходит из дома (горожане выходят на балкон), и смотрит на ладони и если видит линии, то время наступило.
Елка. Фото: Юрий Гуршал
После всех обрядов начиналось празднование, принимались поздравления и гости. На угощения приглашаются все родные, соседи и друзья. В этот день нельзя экономить, обмен подарками обязателен. Если дети живут отдельно, все равно в этот день надо посетить родительский дом и поздравить старших с праздником. Обычно первыми посещали самых старших и уважаемых родственников. Первый гость и встреча с ним имеют большое значение, желательно чтобы это был мужчина.
В течение 15 дней во всех дацанах проходят хуралы, посвященные десяти грозным защитникам Учения и окружающего мира, божествам долголетия. В эти дни верующие посещают лам-астрологов, которые каждому желающему составляют его индивидуальный гороскоп.
С праздником. Фото: Петр Цырендоржиев
Одним из важнейших элементов "Сагаалгана" является ритуал "Золгохо" или "Золголго". Среди бурят он известен еще как "Золгохо еhо" или ритуал поздравления с праздником белого месяца. Суть его заключается в особом отношении к поздравлению, когда это не просто формальность, а ритуал, где проявляется уважение к близким, родственникам, желается им успешное вхождение в новый годовой жизненный цикл. Эти поздравления индивидуальны и идут в определенно логической последовательности. Поздравляют друг друга по старшинству и по степени родства, кто старше, того в первую очередь, и так далее по нисходящей. Младшие поздравляют старших, а ни в коем случае наоборот. Поздравляющий начинает ритуал со слова "Золгое", тем самым подавая своеобразную команду о начале ритуала и обращая на себя внимание старшего, которому адресовано поздравление. Тот, в свою очередь, протягивает поздравителю обе руки на уровне груди и от груди на расстоянии 30-40сантиметров, после этого поздравитель подходит лицом к старшему, под его руки подставляет свои, и как бы поддерживает старшего по возрасту. Одновременно младший подставляет по очереди обе щеки к щекам старшего. У хоринских бурят ритуал дополняется еще одной деталью: младший подходит к старшему, держа на вытянутых руках хадак, возлагая его на кисть правой руки младшего, и лишь после этого оба совершают "Золгохо". Женщины не получали хадак , а платок, и при совершении обряда, в отличие от мужчин, они не снимают головные уборы.
Елка. Фото: Юрий Гуршал
После проведения ритуала поздравления "Золгохо" все родственники и гости садятся за праздничный стол, угощают друг друга теми традиционными блюдами, которые готовят накануне. На столе обилие "белой пищи" из молока, а сейчас сохранены 36 традиционных рецептов молочных блюд — от сыра до топленого масла, молочной пенки и угощений, приготовленных с добавлением порошка из черемухи, других. Выставляется много мясных блюд — несколько видов колбас из говядины, конины, приготовленных по национальным рецептам. Обязателен густой мясной суп и сваренное крупными кусками мясо. И главное угощение — буузы, чем-то похожие на манты, но "лепятся" по-другому. Фарш не маринуется, должен быть из свежего мяса с более сочным соком, круглой формы и с обязательной дырочкой в тесте на самом верху. Формой напоминает традиционную юрту с дымоходом. Также подаются шарбин (беляши) и хушуур (мясные пирожки). Все это запивается зеленым чаем с молоком. Некоторые любят заправлять чай топленым маслом и подсаливать. Это позволяет убрать горечь из напитка, так как он довольно горьковат на вкус. Традиционно у кочевых монгольских народов застолье продолжается недолго, поскольку необходимо обойти и поздравить всех старших родственников. Перед уходом родственников и гостей хозяева дома обязательно дарят каждому подарок, так называемый "Сагаан сарын бэлэг".
Буддийские храмы. Фото: Петр Цырендоржиев
Что касается подарков, то близким родственникам, таким как родители, родные братья и сестры, делают более существенные подарки, например, преподносят одежду или обувь. В давние времена женщинам дарили отрез ткани на бурятский дэгэл (традиционное платье или пальто). Мужчинам не возбраняется презентовать, например, рубашку. Но нужно помнить, что дарить пустую посуду не принято, надо в этом случае обязательно положить на дно что-то из еды, например, конфету, печенье, а можно монету, но не бумажные деньги. В последние годы купюры стали дарить и родственникам. Это означает, что не прервется пополнение добра, богатства. Кстати, этот обычай древний – даже если возвращаешь взятую у соседей, родственников посуду, то кладешь на ее дно подарок в знак благодарности.
Мероприятие, посвящённое бурятскому празднику "Сагаалган-2018" пройдет в областной библиотеке 18 февраля в 12.00. Оно проводится Сахалинской областной универсальной научной библиотекой совместно с управлением по делам национальностей Правительства Сахалинской области, Ассамблеей народов Сахалинской области и Сахалинской региональной общественной организацией "Бурятское землячество "Байкал "".
Елка. Фото: Юрий Гуршал
В рамках мероприятия состоится конкурс "Эдир-Дангина" ("Юные красавицы"), участницы которого расскажут о родном крае на бурятском языке, проявят свои таланты и продемонстрируют красоту национального костюма. Также зрители смогут поучаствовать в интеллектуальной викторине "История бурятского народа" и конкурсе благопожеланий. Гости праздника услышат любимые мелодии родного края в исполнении талантливой молодёжи.