Юрий ГУРШАЛ. Катерина Рубанова занимается pro bono волонтерством уже несколько лет. Она помогает реализовать различные корпоративные программы. О том, как это происходит, Катерина Рубанова, рассказала читателями ИА SakhalinMedia.
Рro bono publico "ради общественного блага" — это оказание профессиональной помощи различным организациям на безвозмездной основе.
Катерина Рубанова принимает активное участие в программах корпоративного волонтерства. Она обладает даром по превращению сухих материй в увлекательную игру.
‒ Мне кажется, сложился некий стереотип, что волонтеры занимаются только сирыми и убогими…
‒ Безусловно, волонтерство ‒ это более широкий термин. Общественная активность разная и совсем необязательно связана со спасением чьих-то жизней или помощью тем, кто не может позаботиться о себе сам.
‒ Просто эти направления несут сильный эмоциональный заряд, поэтому о них чаще слышим и обсуждаем.
‒ Надо понимать, что одно не исключает другого. Например, в нашей семье принято приходить на помощь к людям, которые попали в беду. Раньше мы помогали соседям, узнав, что они оказались в трудной жизненной ситуации. Теперь во время Интернета стало гораздо легче откликаться на просьбы людей, подключать своих друзей и знакомых для организации действенной помощи.
‒ При этом в компании вы активно занимаетесь тем, что можно охарактеризовать как pro bono волонтерство. Как вы к этому пришли?
‒ Это произошло само собой. Я училась в Санкт-Петербурге, но волею судьбы вернулась на родной остров. Неожиданно для меня самой начала карьеру в области охраны труда. Тогда я и не думала, что мне будет настолько интересно, но все получилось с точностью наоборот… Ты всегда в движении, встречаешься с новыми людьми, узнаешь много нового, несешь добро. Это интересный опыт, и мне он по душе.
То, чем я занимаюсь вместе со своими коллегами, можно назвать навыковым волонтерством. К примеру, в прошлом году появились интересные, новые для нашей команды и компании проекты. Мы проводили семинары по безопасности для волонтеров и работников СТК "Горный воздух". На мой взгляд, эти мероприятия оказались очень эффективными. Конечно, результат наших стараний будет заметен не сразу, ведь мы говорим об аспектах поведенческой культуры, которые у каждого из нас складываются на протяжении всей жизни. Но начало положено. Нам удалось несколько перевернуть представление людей о безопасном поведении, рассказать им о передовых практиках, методах, наработанных в нашей отрасли, которые можно с легкостью применять в любой сфере.
‒ Как реагировали волонтеры на информацию, которую вы подготовили?
‒ На мой взгляд, они пришли с одним настроением. Наверняка, думали, что услышат правильные слова, скучные материи – в общем что-то очень сухое. Но после семинара благодарили нас и просили продолжить эти занятия. Когда во главу угла ставишь человека, анализируешь что с ним происходит и как защитить его от опасности, аудитория совершенно по-другому воспринимает информацию. Начинаешь понимать, что это касается каждого.
‒ Мы разговаривали после семинаров с волонтерами. Они рассказали, что вы учили их не просто смотреть, но наблюдать и оценивать.
‒ Хочется, чтобы у каждого человека была возможность открыть "третий глаз". В 2017 году мы работали с двумя группами: работниками спортивно-туристического комплекса и волонтерами. В первой занимались те, кто уже имеет опыт работы на "Горном воздухе". Так вот с ними было нелегко. Поначалу им казалось, что они люди бывалые, все знают. Перед нами стояла задача разбить эту уверенность, заставить их пересмотреть свое привычное отношение к безопасности. При взаимодействии со второй группой ‒ совсем молодыми ребятами – нам предстояло сначала понять, как они видят и воспринимаю мир, что считают главным и второстепенным. Мы учили их обращать внимание на детали любой задачи, какой бы масштабной она не была. Ведь в безопасности мелочей не бывает.
‒ В следующем году на острове пройдут международные спортивные игры "Дети Азии". На ваш взгляд, какой багаж будет за плечами наших волонтеров?
‒ Я надеюсь, что они будут, в первую очередь, небезразличными, так как их задача – не просто донести информацию, но и немедленно вмешаться в опасную ситуацию и остановить потенциально опасные действия. На семинарах мы их учили именно этому.
‒ Программа вмешательства – ведь она уже давно существует в компании, это политика неравнодушия.
‒ Неважно, где ты видишь опасность: на горе, на работе или на улице. Чтобы изменить ситуацию и перевести ее в безопасное русло, вмешиваться нужно всегда. Эту мантру мы постарались донести до волонтеров. Необходимо прививать культуру безопасности, заботу об окружающих и о себе еще в раннем возрасте. То, что мы поделились нашими знаниями с подростками, очень важно.
И это необходимо совсем не для того, чтобы отметиться самому или получить – справедливое вмешательство помогает спасти жизнь. Поэтому у волонтеров задача сложная, но при этом очень важная как в рамках работы "Горного воздуха", так и в рамках развития самого себя.
– С легкой руки первого героя этой рубрики в завершение беседы мы просим волонтеров делиться с нами курьезными моментами из их практики. Можете вспомнить что-то подобное?
‒ Как таковых курьезных случаев не было. Но не могу не рассказать о том, что меня тронуло. Как-то после окончания семинара для волонтеров-подростков несколько девчат из их числа подбежали ко мне, чтобы обнять. Это было поразительно – никогда не знаешь, какие эмоции вызовет то, что ты делаешь. Нельзя быть безразличным. Порой это сложно, но необходимо, чтобы оставаться человеком.