Внимательные любители отдыха на побережье близ села Охотского на Сахалине наблюдали в темную погоду, как на оконечности мыса Свободный вспыхивают огни. Брутальный маяк Тонин [внимание, ударение на последнем слоге — прим. ред.] — образец японской фортификационной архитектуры начала прошлого века. Он полностью автономен, а его бетонные стены за 80 лет почти не повреждены. Прогуляться к нему вдоль морского побережья залива Мордвинова предлагает ИА SakhalinMedia.
- Маршрут: Южно-Сахалинск — село Охотское — маяк Тонин.
- Расстояние: около 40 км от Южно-Сахалинска.
- Сложность: подходит для семейного путешествия с детьми.
- Особые условия: желательно иметь с собой воду, пару бутербродов и свободный карман для диковин с морского побережья. Маяк действующий и является охраняемым объектом, так что облазить все его закоулки не стоит и надеяться.
- Время: один световой день
- Транспорт: личный автомобиль, маршрутный или туристический автобус.
Карта местности. Фото: с сервиса google.ru/maps
Морской пляж залива Мордвинова за Охотским известен многим. А вот добраться до его края удосужились не все. Между тем, пытливых путешественников на мысе Свободный ждет сюрприз. На сопке, среди хвойного леса, расположился маяк Тонин, построенный японцами в 1935 году.
Залив Мордвинова в солнечный день. Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Что значит его имя, узнать у многочисленных местных знатоков так и не удалось. Кто-то утверждал, что тонин — название земляного или дождевого червя. Была озвучена даже версия о названии пресноводного растения. Наиболее правдоподобной показалась самая примитивная версия пространственного обозначения. По-японски восток звучит "То", а второй — "Нино", "второй на востоке". И действительно, на восточном побережье, если считать от берегов Хоккайдо, первым расположен маяк Анива. За ним — маяк Тонин.
Как утверждают специалисты, маяк Тонин типовой, и был устроен по образу и подобию своих сверстников эпохи Карафуто. Над берегом возвышается круглая маячная башня, увенчанная вращающимся фонарем. Рядом — полуразрушенное здание старой японской метеостанции. Маяк строился, как автономное сооружение. Система сбора дождевой воды обеспечивала маяк запасами для пищевых и технических нужд. Все основные и вспомогательные помещение закрыты солидным слоем бетона и соединены между собой. Тонин — один из немногих маяков, оснащенных пневматическим звуковым сигналом. Именно эту функцию выполняет широкий раструб на крыше.
Приятным бонусом для путешественников станут живописные виды, открывающиеся с обрывистого берега, и шум прибоя. Вблизи маяка своеобразный рельеф морского дна, рождающий волну даже во время относительного штиля. А если повезет, то по воде вдоль берега путников сопроводят нерпы.
Отметим, что с относительным комфортом добраться до маяка не получится. Асфальтовое покрытие на дороге вдоль берега не бесконечно, и счастье будет недолгим. Грунтовка же достойна сочных эпитетов. Более того, и этот автомобильный маршрут упирается в шлагбаум рыболовного стана. Дальше только пешком, а это порядка 5 км в одну сторону.