Денис ТАУШКАНОВ. Театр — волшебное место. На сцене оживают герои произведений. Декорации, костюмы, музыка и постановочный свет, над которыми специалисты трудятся на протяжении нескольких месяцев, создают атмосферу эпохи минувших дней или альтернативную реальность. Вся эта магия погружает зрителя в чужие человеческие истории, после которых он выходит чаще одухотворенным. Иногда зритель негодует во время просмотра той или иной постановки. Режиссеры часто поднимают на поверхность то, что простой человек не желает принимать и осознавать. Но в этом и заключается суть маленького, но такого большого мира под названием "театр": негативная оценка порой ценится больше позитивной. Главная задача режиссера не заключается в том, чтобы угодить зрителю. Спектакль должен проникнуть в самое сердце человека, достучаться до его сознания, затронуть что-то запретное внутри. Иными словами любая постановка в первую очередь положительным или негативным образом выводит зрителя из привычного состояния равновесия, дает толчок к понимаю, что нужно что-то менять. Для достижения всего этого перед созданием каждого спектакля режиссеру, артистам и другим работникам театра приходится трудиться на протяжении многих месяцев. Часто даже заядлые театралы не задумываются о том, что любая постановка начинается еще задолго до первого звонка на сцене...
Корр. ИА SakhalinMedia решил выяснить, с чего именно начинается любой спектакль. Сахалинский международный театральный центр имени А. П. Чехова готовится воздействовать на зрителя своей новой постановкой "Метель" по произведениям великого классика Александра Сергеевича Пушкина. Спектакль только зарождается, он станет финальной премьерой 87-го театрального сезона. Первые показы запланированы на 16 и 17 июня. Ждать еще около двух месяцев, а сейчас добро пожаловать в закулисье...
Мостки как своеобразные человеческие судьбы...
Полутемный репетиционный зал. В нем собрались начальники цехов: столярного, декоративного, монтировочного, реквизиторского, светового и звукового. Вместе с ними в зале находится ответственный за закупку материалов, необходимых для создания декораций.
Режиссер Александр Агеев обсуждает спектакль с техническим советом. Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
В помещение входит главный режиссер Чехов-центра Александр Агеев. Перекинувшись приветственными словами с коллегами, он приступает к изложению своей задумки по спектаклю.
— Спектакль "Метель". И это уже окончательное название. Триптих из "Повестей Белкина": "Метель", "Выстрел и "Станционный смотритель". Наша задача — показать зрителю русский простор и мир через творчество Александра Пушкина. Идея была навеяна, когда я возвращался из Охи. Едешь по страшной дороге зимой, вокруг одно поле. Если застрянешь на середине пути, выбраться будет непросто. А теперь представьте, как тяжело было в 19-м веке. Чтобы показать историю, мы используем всю сцену, поворотный круг и даже арьер, — объясняет Агеев коллегам.
Режиссер запускает на экране видео с макетом сцены: неровные мостки лежат на полу, рояль стоит на возвышенности, бревна висят на веревках. Все декорации передвигаются, и сценическая площадка обрастает новыми деталями.
— Мостки – это своеобразные человеческие судьбы. Они неровные, разных высот, с поворотами и заворотами. В центре, на площадке, люди встречаются, соединяются или расходятся каждый своей дорогой. Также настилы делят круг на сегменты, в которых будет что-то происходить, — Александр проматывает видеозапись и делает паузу на санях. – На сцене постоянно присутствуют сани. Они брошены, но в них все время сидит кучер, который воплощает образ современных таксистов. Они друг на друга похожи и, кажется, знают обо всем на свете. У них всегда есть несколько тем для разговоров с клиентами: плохие дороги, Россия, политика и так далее. За семь минут, пока вы движитесь из пункта "А" в пункт "Б", водитель успевает свалить на вас большой поток лишней информации.
Что интересно, в произведении "Метель" сани главного героя из-за непогоды переворачиваются несколько раз, но он с легкостью каждый раз ставит их в нужное положение. Это не может не вызывать удивление. Однако, когда режиссеру и главному художнику принесли эскиз будущих саней, они обнаружили, что это средство передвижения совсем небольшое, одноместное и кажется легким.
После получасового совещания Александр оставляет начальников мастерских и бежит на репетицию спектакля.
В зале всплывают вопросы:
— Как мы повесим бревна?
— Свет нужно установить так, чтобы актерам безопасно было играть на сцене…
"Выжать" романс и подать в чистом виде
"Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею", — отрывок из повести "Метель" Александра Сергеевича Пушкина.
Главная сцена Чехов-центра. Раздаются мощные вызывающие мурашки по телу звуки рояля. Рядом тихо, создавая тревогу, подает голосок виолончель. Их сменяют красивые женские голоса, навевающие печальные мысли. Кажется, что через музыку создатели спектакля хотят показать бушующую метель, "русский мир и простор".
Изящные пальцы санкт-петербургского композитора Настасьи Хрущевой около получаса исполняют танцы на клавишах музыкального инструмента. Вокруг нее сидят завороженные звуками рояля актеры. С удовольствием наслаждаются игрой музыканта. Периодически композитор останавливается и дает небольшие комментарии. Из них артисты узнают, что первая часть музыкальной композиции основана на творчестве Петра Чайковского, Модеста Мусоргского и Михаила Глинки, но в тоже время она минималистична. Вторая часть связана с романсами — продолжение традиции композитора Леонида Десятникова.
— Антракт хотим сделать полностью музыкальным. В нем будут офицеры и барышни. Романс, что сейчас дамы пели, кардинально отличается от оригинала. Я прослушал шесть–восемь вариантов, но ничего не подошло. Хочется, чтобы эта часть спектакля впечаталась сюда (указывает рукой на сердце — прим.редакции), а не в голову, — Александр Агеев делится мыслями с композитором.
— Тогда давайте использовать только женские голоса. На сцене должны быть две пары девушек, даже если исполнять песню будет только одна. Также героини периодически должны появляться в спектакле, чтобы была какая-то общая музыкальная нота — одна общая тема, — отвечает Настасья Хрущева.
— К современникам мы не обращаемся? – спрашивает актриса Чехов-центра.
— Нет. А что вы хотели? – интересуется композитор.
— Например, песни Нино Катамадзе.
— Это в том случае, если вы исполните, как она. А вообще я взяла бы армянские или цыганские песни, потому что они задают атмосферу. Тем более, вы уже начали в этом направлении работать.
Настасья Хрущева признается, что давно хотела поработать с произведениями Пушкина. Когда позвонил Александр Агеев, сразу дала согласие на участие.
— Мне очень нравится, что здесь взялись ставить Пушкина. Мне уже давно хотелось поработать с его произведениями. Также я думала над циклом русского романса, над его реставрацией и переосмыслением. Мне хочется его "выжать" и подать в чистом виде зрителю. Здесь я представляю свои собственные опыты по работе с романсами. И сейчас, во время репетиции, выяснилось, что наши с режиссером Чехов-центра взгляды совпали.
Перед тем, как покинуть сцену, корр. ИА SakhalinMedia спрашивает композитора, как зарождается музыка для театральных спектаклей.
— Музыка растет сама по себе, как только начинается изучение материалов и первые разговоры с режиссером. Обычно происходит противостояние: в моей голове одна реальность, у режиссера с актерами — другая. Потом все это соединяется. Исход может быть любой. Я считаю, что музыка в спектакле должна выполнять отдельную более совершенную функцию. Музыка не должна быть чем-то вроде иллюстрации, раскрашивающего элемента. Она должны быть цельным произведением, которое в прямом смысле проступает через реальность, — объясняет Настасья Хрущева.
Deep Purple, Black Sabbath и Пушкин
"Владимир старался только не потерять настоящего направления", — отрывок из повести "Метель" Александра Сергеевича Пушкина.
— С чего зарождается спектакль? Просыпаешься в один прекрасный день и понимаешь, что хочется сделать постановку от всего сердца, — рассказывает Александр Агеев. — Берешь один текст, потом второй, третий, пятый... Понимаешь, что тебя "накрывает" — и вот уже хочешь что-то воплотить на сцене. Я над Пушкиным работал около года. Брался за него, бросал, потом снова брался. Временами сожалел, что начал. Проходил через такие мытарства, что доводил себя до истерики. И вот уже надо идти к артистам за неделю до первой репетиции. Текст терзает, поэтому понимаю, что нужно с кем-то об этом поговорить. Все прозаично.
Режиссер Александр Агеев. Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
После этих слов Агеев с артистами переключается к читке созданной по произведениям Пушкина пьесы. Обстановка домашняя и уютная. Артисты читают свои диалоги и постоянно помечают слова карандашом на листках. "Из жизни Пушкина"... "Обесчестил, растоптал"... "Бессмысленность смерти"... "Сговор"... После знакомства с текстом все переходят к прослушиванию музыки композитора Настасьи Хрущевой.
Александр признается, он хочет показать русский мир через Пушкина, столкнуть поэтическую красоту, моду 19 века с бездорожьем, смрадом и бесконечной территорией необъятной Родины. Как отмечает режиссер, в спектакле будет воссоздана атмосфера описываемого в повести времени: романтизм и бунтарство.
— 19 век прекрасен, но романсы того времени слушать тяжело. Мне нравится творчество Шаляпина, Вертинского, но представьте, если оно будет проходить через весь спектакль? Зрители заскучают. Я хочу взять современную музыку, которая будет погружать в 19 век. Недавно ночью мне позвонила актриса Марина и предложила использовать в новой постановке песни групп Deep Purple и Black Sabbath (британские рок-группы, прим.редакции), но исполнять их в винтажном стиле! Кто-то даже возмутился от такой безумной идеи, — рассказывает режиссер.
Александр включает актерам оригинальную композицию Paranoid группы Black Sabbath. Резкие звуки электрогитары, барабана и крик исполнителя мгновенно заполоняют всю комнату.
— Чувствуете характер песни: драйв и рок-н-ролл? — после этого Агеев переключается на кавер-версию с оркестром и женским голосом. – И вот, песня практически неузнаваема. Здесь сразу ощущается романтизм 19 века и бунтарство. Это еще не значит, что именно эта версия будет в спектакле. Я просто хочу сказать, что музыка очень многое может решить.
Спектакль "Метель" пока находится на первой стадии зарождения. До выхода в свет ему предстоит пережить еще множество изменений и доработок. В работе с произведениями Пушкина режиссер Александр Агеев желает найти именно золотую середину, которая позволит избежать пошлости, а также поможет "не нахамить" разбирающемуся в искусстве зрителю. Он убежден, что романтику даже в совокупности с грубой современностью со всеми ее проблемами можно красиво подать и превратить в искусство.
Справка: Настасья Хрущева окончила Санкт-Петербургскую консерваторию и аспирантуру СПбГК. В 2008 году стажировалась в Варшавской музыкальной академии имени Шопена по специальности "Электронная музыка". Кандидат искусствоведения.
Дважды лауреат международных юношеских конкурсов "Я -композитор", победитель конкурса на лучший романс на стихи А. Тарковского в рамках международного фестиваля "Три века классического романса". Финалист композиторского конкурса радио "Орфей". Участвовала в различных всероссийских и международных фестивалях, в том числе "Планета Андрей Петров" (2008), "Балтийские фортепианные дуэты" (2008), "Другое пространство" (Москва, 2009, 2010). Приглашенный композитор фестиваля "Музыка США: Современное прошлое" (2010). Сочинения Хрущевой исполнялись в Швеции, Германии, Мексике, Польше, Англии. Партитуры камерных сочинений Хрущевой выпускаются издательством "Periferia Sheet Music" (Барселона). Член Союза композиторов России.
В 2012 году Настасья Хрущева удостоена Молодежной премии правительства Санкт-Петербурга "За достижения в области музыкального творчества". В 2015 получила специальный приз Санкт-Петербургской театральной премии "Прорыв" "За музыкальный прорыв в драматическом театре (спектакли БДТ и Александринского театра)"
Преподает в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, Русской христианской гуманитарной академии, СПбГУКиТ.