Скопление мертвой тихоокеанской сельди 7 июня обнаружили местные жители, а затем специалисты Росрыболовства и сотрудники "Эковахты Сахалина" на берегах залива Пильтун. На протяжении всей последней недели новость не давала покоя ни региональным и федеральным СМИ, ни ученым, ни самим жителям области. Одни называют случившееся аномалией, другие — привычным явлением. Причины катастрофы могут быть разные. Пока ученые склоняются к двум версиям. Гибель могла произойти в результате работы нефтяных платформ. Не исключается и естественный замор. Сотрудники СахНИРО пообещали, что уже в течение ближайших нескольких дней станут известны результаты исследований. Они и укажут на истинную причину гибели рыбы. Экологи в свою очередь предупреждают, что в будущем это может привести к исчезновению всей популяции тихоокеанской сельди в заливе. Более того, "Эковахта" обвиняет чиновников в нежелании расследовать причины произошедшего. О том, что известно о сложившейся ситуации на сегодняшний день, расскажет в своем обзоре ИА SakhalinMedia.
Море мертвой рыбы
Погибшие рыбы заполонили побережье залива Пильтун еще 7 июня. Об этом рассказал на своей странице в Facebook руководитель "Эковахты Сахалина" Дмитрий Лисицын. ИА SakhalinMedia опубликовало об этом материал 13 июня.
На следующий день стало известно, что похожая ситуация складывается и во впадающих в Пильтун реках. Об этом "Сахалинскому нефтянику" рассказали рыболовы и охотники.
Группа "Эковахты" полностью прошла участок западного берега залива Пильтун от точки в 3 км южнее от устья реки Кадыланьи до точки в районе озера Кривун (несколько км южнее мыса Торрох). Также обследованы залив Торрох и нижнее течение реки Сабо длиной 1,5 км от устья.
По информации "Эковахты", на этом отрезке побережья общей длиной 30 км произведён подсчёт погибшей сельди в 28 точках, каждая из которых длиной 10 метров и шириной, полностью включающей массу рыбы. Наибольшая концентрация погибшей рыбы наблюдается в двух точках – на участке берега от устья реки Хальчикова до устья безымянного ручья, вытекающего из озера Кривун (4609 штук на 10 метров побережья), а также в 2 км южнее от устья реки Сабо (5990 штук на 10 метров побережья). В районе устья реки Хальчикова зафиксировано плотное скопление погибшей рыбы на площади 440 м2 и толщиной около 30 см, что равно примерно 93 тоннам. Внутри залива Торрох концентрация рыбы невысокая. Левый наветренный берег реки Сабо также покрыт погибшей сельдью в среднем 175 штук на 100 метров береговой полосы, однако наблюдаются и отдельные скопления от 1000 до 2000 штук. Выше 1,5 км от устья реки Сабо погибшей рыбы нет.
"Эковахта" отмечает, что погибшая рыба исключительно одного вида – сельдь тихоокеанская, разного размера – от 5 см до крупных экземпляров. Преобладает средняя и крупная рыба с гонадами высокой степени зрелости, то есть неотнерестившаяся. Во всей массе погибшей рыбы обнаружены только единичные экземпляры других видов рыб – 1 кунджа, 1 камбала и 1 бычок.
Поиск проблемы
По словам руководителя "Эковахты Сахалина", на сегодняшний день никаких серьезных проверок не ведется. Он рассказал, что охинская рыбоохрана всего один раз выезжала на место происшествия и просто зафиксировала наличие погибшей рыбы. Сотрудники СахНИРО, по информации "Эковахты", и вовсе на место происшествия не появлялись.
— Именно поэтому мы и вышли к СМИ. Надеемся, что хотя бы с помощью огласки нам удастся сподвигнуть государственные органы на действия. Уже столько дней прошло, а всем все равно. У нас есть разные догадки по поводу причины гибели рыбы. К примеру, на берегах залива имеется целый ряд нефтепромыслов, из-за которых часто происходят утечки. Кроме того, рыба проходила мимо двух нефтяных платформ. Нельзя исключать и естественный замор, связанный с содержанием кислорода в воде. Однако последняя причина маловероятна. Одним словом, версий много, но главное — не то, почему рыба погибла. Главное — то, что никто не пытается найти причину, никто не брал образцы рыбы, воды, водорослей, грунта, никто не пытался проводить анализ, исследование. Возможно, вообще вся популяция сельди погибла, — рассказал Дмитрий Лисицын корр. ИА SakhalinMedia.
ИА SakhalinMedia удалось связаться с учеными. Выяснилось, что сотрудники СахНИРО и СКТУ не только не проигнорировали проблему, но и уже давно взяли для исследования все необходимые пробы.
— Сами мы на место происшествия не выезжали. Такие случаи, как массовая гибель сельди, обычно случаются неожиданно. Добираться до места нелегко. Далеко не всегда есть возможность послать куда-то своего сотрудника. Несмотря на это, нам предоставили все необходимые образцы не только погибших водных биоресурсов, но и окружающей среды. Результаты будут известны в начале следующей недели, — рассказал SakhalinMedia заместитель директора по науке СахНИРО Виктор Лапко.
Что касается СКТУ, представители управления выехали на место гибели рыбы в первый же день — 7 июня. Они совместно с главой Охинского района Сергеем Гусевымотобрали нужные пробы. Мэр городского округа пожелал направить материал на исследование в "Гринпис" в Москву.
"Известиям" удалось узнать некоторую информацию в Росрыболовстве. Там сообщили, что специалисты агентства провели осмотр береговой линии залива и действительно зафиксировали там скопления снулой рыбы. При этом ни следов ее объячеивания (это происходит, когда рыба попадает в сети, в том числе брошенные или забытые), ни следов загрязнения побережья нефтепродуктами там обнаружено не было.
Аномалия или норма
Ученые в разговоре с корр. ИА SakhalinMedia рассказали, что на Сахалине подобные случаи происходят раз в год или два. В пример привели гибель сардин и кальмара — об этом также усиленно писали все местные СМИ.
Кроме того, в СахНИРО успокоили, что популяции тихоокеанской сельди ничего не угрожает.
"Эковахта" же утверждает, что гибель такого количества разновозрастной рыбы одного вида – это аномальное событие и может идти речь об уничтожении большей части популяции сельди залива Пильтун.
Залив Пильтун
Залив Пильтун является самым крупным в цепи лагун северо-восточного побережья Сахалина. Он известен прежде всего как место кормления редкой популяции серого кита. У входа в залив, по данным экологов, находится так называемый китовый детский сад — район, в котором кормятся самки с детенышами.
Как ранее писали "Известия", в середине 2000-х вокруг него возникли ожесточенные дискуссии в связи со строительством в этом районе нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и разработкой расположенных поблизости месторождений.
В 2006 году общественники заявили о "массовом самоубийстве морепродуктов" — тогда от 10 до 20 км побережья недалеко от строящегося завода, входящего в проект "Сахалин-2", оказались покрыты креветками и крабами. Однако официально связь между деятельностью нефтяников и гибелью морских обитателей доказана так и не была.
В 2016 году экологи требовали от компании "Эксон", оператора трубопровода "Сахалин-1", увести из залива баржи, которые создавали шумовое загрязнение, вредное для китов. Компания обратила внимание на то, что работа этих судов была одобрена Государственной экологической экспертизой, но проблемные корабли из залива увела.
Это дело специалистов
Сам Дмитрий Лисицын пояснил порталу "Известия", что причин может быть много, говорить о них до проведения специальных анализов рано.
— Трудно сказать, может быть, есть антропогенная причина, а может быть, и естественная. Кроме того, речь может идти о каком-то массовом заболевании. Поэтому надо, чтобы с этим разбирались специалисты, а проблема в том, что они этого не делают. Это ведь прямая обязанность Росрыболовства, и мы ожидаем, что оно свою функцию выполнит. Но пока этого почему-то не происходит, — отметил он в разговоре с корреспондентом портала.
Аркадий Балушкин, заведующий лабораторией ихтиологии Зоологического института РАН, отметил, что "дело очень серьезное, такое случается очень редко". Причины при этом, по его словам, могут быть как природного, так и техногенного характера. Но, как и Дмитрий Лисицын, ученый подчеркнул, что до завершения анализов говорить о них не может.
Представители официальной комиссии, побывавшей на берегу залива, объяснили массовую гибель нехваткой кислорода, возникшей из-за льда, долгое время стоявшего в заливе.
"В ходе осмотра местности береговой полосы залива Пильтун протяженностью 500 м были обнаружены скопления снулой рыбы, предположительно селедки. Следов объячеивания и загрязнения нефтепродуктами не обнаружено. Предполагаю, что это естественный выброс рыбы. Залив Пильтун промерзает глубоко, и при взломе льда рыба могла погибнуть", — цитирует "Сахалинский нефтяник" и.о. начальника государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Охинскому району Елена Кирченко.
Тогда, в беседе с местным изданием, Дмитрий Лисицын заявил, что к этой точке зрения относится с осторожностью. Не согласились с этим и некоторые из местных жителей. Особенно после того, как мертвую рыбу обнаружили в реках, впадающих в Пильтун, рассказывают "Изветия".
Экологи говорят, что завершить подсчет погибшей рыбы и назвать точные цифры смогут в течение ближайших дней.