Право на выстрел, бракосочетание с неизвестным гусаром и отец забытый дочерью – премьера спектакля "Метель" состоялась в Сахалинском международном театральном центре имени А.П. Чехова. 16 и 17 июня зрители смогли увидеть триптих произведений Александра Пушкина из "Повести покойного Ивана Петровича Белкина": "Выстрел", "Метель" и "Станционный смотритель", сообщает корр. "Выстрел", "Метель" и "Станционный смотритель", сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Премьера спектакля "Метель" в Сахалинском международном театральном центре имени А.П. Чехова. Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
— Когда мы говорим про 19 век, то представляем себе абсолютно идейную (духовную) красоту, которую нам описывали писатели того времени. Но почитав письма Пушкина, оказалось, что там ничего не было красивого — смрад, чума 30-х годов, мостки, глина, грязь. В лучшем случае в Москве были сделаны дорожки из булыжников. В повестях Пушкина действие происходит в основном в губернских уездах. Там в основном все сделано из дерева, только, возможно, у богатых семей были каменные дома, — рассказал главный режиссер Чехов-центра Александр Агеев.
Первое, что бросается в глаза на сцене, — это огромные серые мостки, которые перекрещиваются между собой, разбитая карета возле них и огромные бревна, угрожающе нависающие сверху. Второе — это важные гусары при шпагах, одетые в доломаны, ментики и кивера, и прекрасные барышни в красивых платьях, которые играют среди этого быта. Серость с грязью и возвышенное светское общество – контраст, который непривычно видеть зрителю, когда он представляет 19 век. Этот гармоничный дисбаланс помогает прочувствовать атмосферу того времени и понять, в каких условиях жили тогда люди.
В произведениях Александра Пушкина все сказано лаконично и точно. Любое добавление может нарушить картинку. Режиссер Александр Агеев постарался в своей постановке все показать так, чтобы не оскорбить великого классика и самих зрителей. Создатель спектакля бережно перенес книжный источник на сцену и аккуратно внес свои коррективы в произведения.
Сюжеты трех повестей были немного изменены. Например, произведения "Метель" и "Выстрел" являются отдельными историями у Пушкина, которые не пересекаются между собой. Однако режиссер, соединил эти две сюжетные линии. Граф Бурмин из "Выстрела" (Константин Вогачев) стал связующим звеном. Этот персонаж стрелялся со своим противником Сильвио (Сергей Максимчук) и в будущем женился на Марье Гавриловне (Алиса Медведева) из эпизода "Метель". Чтобы добиться слияния двух сюжетов, режиссер разделил эпизод "Выстрел" на три части, а также воспользовался безымянными губернскими уездами и героями в произведениях писателя.
В начале пьесы нам показали молодого, богатого, удачливого графа Бурмина. По воле судьбы он встретился с гусаром Сильвио. Между ними происходит ссора, которая перерастает в дуэль. Граф сделал выстрел, но продырявил фуражку. Однако Сильвио, видя безразличие к происходящему, оставил за собой право на выстрел. На этом первая часть сюжета заканчивается.
В середине, в эпизоде "Метель", зритель снова видит графа Бурмина, который из-за непогоды посетил церковь и женился на Марье Гавриловне по ошибке. После некоторых перипетий герои воссоединились.
В это же время Сильвио встречается с гусаром Минским (Виктор Крахмалев) из "Станционного смотрителя" и рассказывает ему о графе и его ссоре с ним. Также он узнает, что его противник женился, решает отправиться к нему и воздать должное.
В конце спектакля счастье влюбленных проходит испытание. Сильвио и Бурмин снова сходятся в дуэли. Однако мститель снова не делает выстрел, потому что он увидел в глазах человека страх расстаться навсегда с любимой женщиной. Этого было достаточно для Сильвио. Он покидает сцену со словами "...я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести".
— Изначально мы хотели включить в спектакль четыре произведения, но после прочтения всех переписок Пушкина мы остановились на трех. В этом триптихе есть очень важная мысль – это муки совести. Совесть – это внутренний голос, то существо, которое внутри тебя не дает покоя, и в самый не подходящий момент дает о себе знать, — рассуждает Александр Агеев.
Мысль писателя, которую перенес режиссер на сцену, ясно прослеживается через весь спектакль. Совесть не дает Марье Гавриловне долгое время выходить замуж. Из-за нее Дуня из "Станционного смотрителя" (Анастасия Быкова) винит себя. Она оставила отца. Графу Бурмину это мучительное чувство будет напоминать о совершенных проступках.
Стоит отметить и музыкальную составляющую постановки. Это был живой звук, который сопровождал в течение всех действий, и даже в антракте.
— Здесь у нас прозвучали авторские произведения санкт-петербургского композитора Настасьи Хрущевой. Она придумала романс на стихотворение Пушкина "Зимняя дорога" и музыкальное сопровождение. Также там прозвучали композиции группы Deep Perple — песня When a Blidman Cries (эта песня открыла спектакль) — в винтажном исполнении, "Калинка-малинка" в нескольких интерпретациях и Елены Ваенги "Шопен", — поделилась режиссер музыкального оформления Марина Семенова.
Стоит отметить, что все композиции, прозвучавшие на спектакле гармонично сочетались между собой. Песни исполняли Елена Денисова, Марина Семенова, Елена Ловягова и Ксения Кочуева. Одних зрителей поразило их исполнение во время венчания в эпизоде "Метель", для других стало открытием, что артисты так хорошо поют.
— Спектакль очень хороший. Игра актеров бесподобна, гусарские и дамские костюмы шикарные. Но больше всего меня удивило то, что актеры так хорошо, чувственно и красиво пели. Было ощущение, словно я слушала оперу. В основном я бывала на спектаклях, где артисты просто играли свои роли, а здесь было нечто поразительное! — поделилась впечатлениями зрительница Екатерина Сабитова.
Остается вопрос, почему все-таки спектакль называется "Метель", а не "Выстрел"? Ведь последний эпизод является центральной частью в постановке.
— Название "Выстрел" звучит агрессивно и обязывает к какому-то действию. А метель — сила, отдельный персонаж, который действует во всех трех частях и влияет на судьбы людей, — отметил главный режиссер Александр Агеев.
Несмотря на то, что спектакль получился хорошим, есть и отрицательные моменты. По мнению некоторых зрителей, не хватило драмы, возможно, некоторой простоты в подаче. Как они отмечают, у Александра Пушкина произведения написаны просто, а режиссер немного все усложнил.
Тем не менее, спектакль получился драматичным, классическим, с нотками современности. Пришедший на постановку увидит хорошую игру актеров, замечательные декорации и интересные цветовые и световые решения. Режиссер смог соблюсти тонкую грань: передать идею произведений, гармонично внести современную музыкальную составляющую, и при этом он не нахамил ни зрителю, ни Пушкину.