Каратисты с Сахалина взяли 134 медали на чемпионате и первенстве ДФО
17:52
Чартерные рейсы из Южно-Сахалинска в Пхукет стартуют 26 апреля
17:37
Сохранение ОДУ 2025 на уровне 2024 года – условие устойчивости популяции минтая
17:30
В Смирныховском районе за отсутствие информации в ГИС ЖКХ УК вынесли предупреждение
17:22
За неделю сервисом "Лист ожидания" воспользовались более 100 сахалинцев и курильчан
17:17
В Южно-Сахалинске пройдет художественная выставка "Якутия, Сахалин, Крым…"
17:11
Ночной дождь и до +19°С днем — прогноз погоды на Сахалине и Курилах 26 апреля
17:00
В Ново-Александровске может появиться прогулочная зона возле реки Красносельской
16:50
Мэрию Поронайского района заставили очистить от мусора остров Тюлений
16:34
Жителя Смирных будут судить за жестокое обращение с котом
16:32
Рост инвестиций в несырьевые сферы ожидают на Сахалине и Курилах
16:13
В Сахалинской области на 4,4% снизилось число киберпреступлений в 2024 году
15:40
Рельсобус "Южно-Сахалинск - Корсаков" украсят рисунками в честь Дня Победы
15:18
МТС RED отразил свыше 6 тысяч DDoS-атак в первом квартале 2024 года
15:05
В Южно-Сахалинске оштрафуют компанию за проведение земляных работ без ограждения
14:59
Рост инвестиций в несырьевые сферы ожидают на Сахалине и Курилах 16:13
Облдума: Севморпуть открывает перед Сахалином блестящие экономические перспективы 14:32
Экспорт СПГ из РФ может вырасти благодаря бесперебойной работе "Сахалина-2" 10:46
Дорожно-строительные компании Сахалина расширяют сферу деятельности 24 апреля, 18:56
Мэром Курильского района стала Анна Оськина 23 апреля, 15:03
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 15:50
В Охинском районе планируют построить мощный мусоросортировочный комплекс 22 апреля, 11:21
В Сахалинской области планируют создать новое предприятие по производству дронов 20 апреля, 17:46
МИД РФ о заявлении Японии: Российский суверенитет над южными Курилами неоспорим 20 апреля, 16:31
Корсаковский порт перейдет в собственность бизнесмена Сергея Шишкарева 19 апреля, 11:20
Банк "Открытие": "китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто 18 апреля, 15:35
В Нидерландах закрывают сахалинскую "дочку" "Газпрома" 18 апреля, 12:16
"Эксперт РА" подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" на уровне ruAA 18 апреля, 12:10
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 10:10
Подросток с Сахалина вынес из квартиры спящего друга технику на 34 тысячи рублей 17 апреля, 15:43

Угольная проблема Невельска: стивидоры "пускают пыль", ученые предлагают решение

Открытые терминалы на Дальнем Востоке в любом виде опасны для населения из-за климатических особенностей региона - ученые
Перевалка угля в Невельске ИА SakhalinMedia
Перевалка угля в Невельске
Фото: ИА SakhalinMedia

Пока в Невельске борются с "ветряными угольными мельницами" и в прямом смысле пускают пыль в глаза и легкие горожан, ученые еще раз сообщают: ни один открытый терминал по перевалке твердого топлива не безопасен, какие бы меры пылеподавления на нем не применялись. А что касается защитных экранов, установленных в Невельском порту, то они в условиях дальневосточной погоды уже доказали свою неэффективность, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на данные Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ).

Проблема угольной пыли в Невельске Сахалинской области вышла в публичное пространство в начале 2016 года и звучит до сих пор несмотря на сообщения об успешном решении этого вопроса.

Как сообщили агентству в администрации Невельского городского округа, стивидор ООО "Невельский морской торговый порт" не сидит сложа руки, а проводит "ряд мероприятий природоохранной деятельности". В частности указано, что идет "планирование и реализация мероприятий по изучению и соблюдению национального законодательства по охране атмосферного воздуха", в том числе будут "изучены" требования к охране озонового слоя атмосферы.

Также в числе "ряда мероприятий" — "оснащение производственных объектов установками и оборудованием для улавливания и обезвреживания пыли и вредных газообразных веществ, отходящих от технологических агрегатов и вентиляционных систем", "обеспечение бесперебойной и эффективной работы газоочистных и пылеулавливающих установок", внедрение снижающих выбросы "прогрессивных технологических процессов", а также борьба "с шумами, излучениями, электромагнитными колебаниями". Вдобавок порт планирует снизить "токсичность выхлопных газов" транспорта предприятия и сократить количество "объектов и процессов", загрязняющих воздух.

Между тем известно, что пока самой очевидной "природоохранной мерой" стали 13-метровые экраны из защитной сетки, появившиеся между портом и жилыми кварталами. В свою очередь в транспортной прокуратуре сообщили, что в нарушении пунктов природоохранных требований, "Невельский морской торговый порт" не обеспечил способы подавления пыли в процессе ее образования с применением воды, не организовал на территории причала ливневую канализацию и не определил санитарно-защитную зону предприятия.

Однако, как определили ученые, даже при строгом исполнении всех этих мер, их роль в защите населения от угольной пыли будет крайне неэффективна.

ДНИИМФ, занимаясь проблемами угольных терминалов Дальнего Востока, подготовил подробную справку, которая оказалась в распоряжении редакции. В ней сказано, что единственный безопасный для населения и природы способ перевалки угля на Дальнем Востоке может проходить только в терминалах закрытого типа.

"Проблема пылящих портов на Дальнем Востоке возникла с момента появления таких портов, но особенно остро она проявилась после 2010 года в связи со стремительным ростом объёмов перевалки навалочных грузов (угля). Основные причины: отличия зимних природных условий Дальнего Востока от других регионов (Чёрного моря, Балтики и даже Арктики), а именно — низкая температура, сильные ветра и сухость зимой. В этих условиях в зимний период уголь с портовых терминалов разносится на несколько километров за пределы территории порта, оказывая негативное влияние на людей, объекты их жизнедеятельности и окружающую среду", — сказано в сообщении института.

Ученые перечислили способы, которыми в дальневостоных портах пытаются бороться с угольной пылью: пылезаградительные и пылеулавливающие конструкции, снегогенераторы для укрытия угольных складов снегом, распылители воды или незамерзающих растворов в зоне пылеобразования.

"Опыт показал: эффективность всех известных пылеподавляющих систем в условиях Дальнего Востока ограничена. Кроме того, они требуют значительных объёмов дополнительных ресурсов (вода, электроэнергия). Результат: попытки использования систем пылеподавления не привели к решению проблемы, ни один порт, даже с использованием этих систем не стал безопасным для окружающих территорий и жителей близлежащих поселений", — утверждают специалисты.

Так, в ДНИИМФ уточняют: пылезаградительные конструкции представляют из себя шумопылезащитные экраны (полупрозрачные стены) высотой от 6 до 20 метров, расположенные по периметру ограждаемой территории. Стоимость одного погонного метра ограждения высотой 15 метров составляет около $15 000.

"Применение таких экранов и их эффективность ограничены размерами складов, особенностями прилегающего рельефа и розы ветров: эти конструкции слишком дороги и в условиях Дальнего Востока не обеспечивают полной защиты", — определили в институте.

По данным ученых, применение снегогенераторов также ограничено и не дает нужного эффекта в связи с большой площадью угольных складов, постоянным перемещением угля и большой потребностью в воде. Распылители воды или водных незамерзающих растворов в районе пылеобразования (имеются разные конструктивные решения) при сильном ветре и низкой температуре работают неэффективно, так как не могут "захватить" всё облако пыли. Кроме того, они сложны в эксплуатации и требуют большого количества воды.

"Использование открытых технологий перевалки угля в условиях ДВ сформировало проблему угольного пыления. Использование систем пылеподавления в условиях ДВ эту проблему не решает", — резюмировали проблему в ДНИИМФ.

В качестве единственно возможного безопасного ее решения в НИИ предлагают строительство терминалов закрытого типа, которые активно применяются в мире с конца 80-х годов прошлого столетия.

С аналогичным мнением в своей авторской колонке на сайте ИА PrimaMedia выступил и участник Общественного экспертного совета по экологической безопасности в Приморском крае Андрей Беловодский.

"Проблема с пылением угля при перевалке в морских портах возникла только на Дальнем Востоке России и только зимой. В других регионах нашей страны и за рубежом этой проблемы не существует. Пыль над угольными терминалами Дальнего Востока поднимается зимой в морозы, при низкой влажности и сильных ветрах, — подчеркнул Беловодский. — В тоже время защитники пылящих портов уже начали формировать пакет своих аргументов против "закрытых" угольных терминалов в пользу существующих в России технологий переработки угля. Вся их риторика состоит из несоответствующих действительности, либо искажающих ее доводов, целью которых является только защита существующих технологий и портов, их применяющих. И тут уж ничего не поделаешь – других аргументов придумать действительно невозможно".

Автор статьи привел основные доводы дальневосточных стивидоров.

Первое: "В портах применяются достаточно эффективные средства пылеподавления, которые решают проблему, в том числе защитные экраны, системы водяного орошения, снегогенераторы и вакуумные пылесосы".

К сожалению, опыт дальневосточных портов доказал, что эти средства проблему решают только частично. Пыль при перевалке грузов поднимается выше защитных экранов, водяное орошение зимой в морозы замерзает, а снегогенераторами можно укрыть только часть складов, поскольку большая часть складов всегда в работе.

Второе: "Закрытые угольные терминалы взрываются из-за взрывоопасной пыли и метана, который выделяет уголь".

При этом никто не может привести ни одного примера взрыва на закрытых терминалах. Кроме того, сам по себе уголь, лежащий на складах в портах, метан не выделяет, ведь склад — это не шахта.

Третье: "Закрытые терминалы очень дорогие".

Это утверждают те, кто никогда не делал никаких расчетов, тем более что в России такие терминалы не строили. Однако по оценкам проектировщиков ДНИИМФ, стоимость закрытых и открытых терминалов сопоставима, а если удорожание всё же возникнет, то оно будет не настолько значительным, как его преподносят.

Четвертое: "Все порты соответствуют проектным нормам и экологическим нормативам".

На практике многие, если не подавляющее большинство, неспециализированных терминалов не соответствуют современным требованиям, установленным законодательством в области охраны атмосферного воздуха, водной среды, здоровья населения.

Пятое: "Уголь – это сорбент, поэтому он нисколько не вреден и даже полезен".

Этого почему-то никак не могут понять жители Находки, у которых угольная пыль лежит дома на полу, мебели и в постели, а также дети, в песочницах которых во Владивостоке слой пыли, по замерам экологов, достигал пяти сантиметров (!), а хоккейные коробки во дворах покрыты черным льдом.

Шестое: "Никто не доказал, что угольная пыль, попадающая в море, вредна для его обитателей".

На самом деле, работы дальневосточных ученых давно опровергли эту мысль, просто их не хотят услышать.

Таким образом, угольные терминалы Дальнего Востока, в том числе и увеличивающий обороты перегрузки невельский порт, находятся на границе столкновения двух сторон: аргументированного мнения ученых, экспертов и проектировщиков, выступающих за закрытую перевалку угля и сохранение здоровья населения, и охочих до прибыли стивидоров, работающих под носом у населения целого города в стиле "и так сойдет".