В Южно-Сахалинске песни в исполнении разных поколений слились в унисон на одной сцене
20 апреля, 20:40
Самые популярные новости ИА SakhalinMedia за 20 апреля
20 апреля, 20:00
Вы заслуживаете золотую медаль за знания, если осилите все 7 вопросов - ТЕСТ
20 апреля, 19:40
На ночь глядя: ЧС национального масштаба в Эквадоре и активность Китая возле Тайваня
20 апреля, 19:30
В Сахалинской области планируют создать новое предприятие по производству дронов
20 апреля, 17:46
Специалисты ВНИРО: Нерестовый ход мойвы на Сахалине в текущем году слабее 2023 года
20 апреля, 17:24
Дождь и минусовые температуры — прогноз погоды на Сахалине и Курилах 21 апреля
20 апреля, 17:00
МИД РФ о заявлении Японии: Российский суверенитет над южными Курилами неоспорим
20 апреля, 16:31
Сахалинские любители борьбы встретились с олимпийским чемпионом Романом Власовым
20 апреля, 16:08
Холмский район встретил поток сельди: местные жители не упустили свой шанс на большой улов
20 апреля, 15:26
Специалисты сельхозсферы приняли участие в научно-практической конференции на Сахалине
20 апреля, 15:24
Сергей Надсадин проинспектировал опасные участки рек в Южно-Сахалинске
20 апреля, 14:20
Каждый хотя бы раз допускал эти ошибки в приготовлении мяса
20 апреля, 14:00
Сахалинцы отправились на Камчатку на поисково-спасательные учения 
20 апреля, 13:54
Юрий Трутнев: ВЭФ-2024 будет посвящен технологиям будущего
20 апреля, 11:41
В Сахалинской области планируют создать новое предприятие по производству дронов 20 апреля, 17:46
МИД РФ о заявлении Японии: Российский суверенитет над южными Курилами неоспорим 20 апреля, 16:31
Корсаковский порт перейдет в собственность бизнесмена Сергея Шишкарева 19 апреля, 11:20
Банк "Открытие": "китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто 18 апреля, 15:35
В Нидерландах закрывают сахалинскую "дочку" "Газпрома" 18 апреля, 12:16
"Эксперт РА" подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" на уровне ruAA 18 апреля, 12:10
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 10:10
Подросток с Сахалина вынес из квартиры спящего друга технику на 34 тысячи рублей 17 апреля, 15:43
Япония назвала южные Курилы незаконно оккупированной РФ территорией 17 апреля, 10:48
В Южно-Сахалинске начали подготовку к конкурсу по отбору кандидатур на должность мэра 16 апреля, 14:05
Япония хочет сохранить долю в "Сахалин-1" и "Сахалин-2" 16 апреля, 13:40
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 13:15
"Крабовый передел": сахалинские рыболовные компании перешли в собственность РФ 15 апреля, 11:42
Крыша частного дома вспыхнула в Томаринском районе 15 апреля, 10:46
Росатом поставит Сахалин "на весла", разнос чиновников в Охе и отчет омбудсмена 14 апреля, 10:30

Приморский сап-райдер первый в мире прошел на доске 280 км и загрустил при виде Сахалина

За 16 дней ему удалось пересечь на сапе реку Амур, пройти по Амурскому лиману и северной части Татарского полива, по проливу Невельского
9 июля 2018, 15:05 Общество
Максим Харченко Из архива Максима Харченко
Максим Харченко
Фото: Из архива Максима Харченко

Недавно спортсмен из Владивостока Максим Харченко вернулся в родной город — исхудавший, усталый, но довольный. Первым в мире ему удалось пересечь на сапе реку Амур, пройти по Амурскому лиману и северной части Татарского пролива, проливу Невельского, разделяющему материк и остров Сахалин. 280 километров за 16 дней, большую часть по холодному и порой бурному морю. EastRussia поинтересовалось у спортсмена, как он шел, а главное — что видел, сообщает ИА SakhalinMedia.

Сап-райдер прошел часть пути, который проделал в середине XlX века русский мореплаватель Геннадий Невельской — знаменитый первооткрыватель, совершив кругосветное путешествие, добрался до Камчатки, двинулся в сторону Сахалина, доказав, что это остров, а оттуда дальше – к территории современного Приморья.

Подготовку к походу Максим начал еще год назад, отправившись в 1000-километровый сап-поход из Владивостока в поселок Самарга в Тернейском районе Приморья. Тогда в успех не верило даже сап-сообщество. Скептики пророчили, что он не осилит и трети пути. Но Харченко прошел весь, нащупал предел возможностей, и решил, по его выражению "расширить рамки".

— В прошлом году на психику давила неизвестность, я не знал, выдержу ли весь путь. В этом году было проще – я убедился, что могу пройти тысячу километров. Сап – это честная игра. Ты, доска и весло, — говорит он. Впрочем, туристом себя Харченко не позиционирует: — Я спортсмен. Выхожу в море в любую погоду, в волны и ветер, и сап у меня груженый – нужно везти снаряжение.

Снаряжение – это все, что может понадобиться и в обычном пешем походе — палатка, спальник, газ, одежда, вода, еда… Всего 100 позиций в "экселевской" табличке, и плюс 100 килограммов на сап к весу самого спортсмена. Это создавало дополнительные сложности – даже небольшие волны перехлестывали перегруженную доску. Пищи и питья брал с запасом – отправляясь из Николаевска-на-Амуре, Харченко планировал финишировать в той самой Самарге, преодолев еще более 700 километров.

В первые дни он пересек Амур, вышел в Амурский лиман. Эти желтоватые и мутные воды ничем не напоминали бирюзу и синь Японского моря. Берег в северном краю выглядел суровым и негостеприимным – значительную часть пути Максим двигался мимо скальных бастионов высотой 100-150 метров, выступающих прямо из воды и тянувшихся на 10-15 километров. В период отливов кое-где обнажались небольшие клочки суши, где спортсмену удавалось передохнуть. Трудно было искать и места для ночевки. Иногда палатку приходилось ставить в бухточке два на два метра.

Но это была ерунда по сравнению с тем, что здесь проходили медвежьи тропы. Выбора не было, и практически каждую ночь путешественник слышал шаги косолапых: "Ночью на мелководье они искали рыбу. Услышав это "шлеп-шлеп", я громко хлопал в ладоши, медведи пугались и убегали. Через несколько дней страх ушел, и я специально караулил мишек. Как-то услышал фырканье, подумал — очередной медведь. Уже светало, и я решил выглянуть из палатки и сфотографировать его. Как же я удивился, когда понял, что звук идет из воды! Недалеко от берега резвилась стая белух. Они выныривали, снова уходили под воду. Я вскочил на сап и направился к ним. Но куда бы я не подплывал, оказывался словно в вакууме – белухи тут же уходили. Потом рыбаки рассказали мне, что морские млекопитающие в тот момент могли охотиться. Когда идет косяк селедки, они окружают его, прибивают к берегу, не давая уйти, и едят".

В прошлом году он познакомился с акулой. Видел ли сапер этих морских хищников, интересовались все встреченные им рыбаки, добавляя, что в этих водах их очень много.

— Но я не встречал. И уже в последний день экспедиции, когда включил камеру, чтобы снять заключительные метры пути, вдруг заметил плавник. Он двигался в мою сторону, а потом ушел под край сапа. Я вспомнил, что акулы атакуют снизу, сбрасывая с доски, видел, как под водой прошло огромное, метра два с половиной в длину, тело. Сердце начало биться, как сумасшедшее, по спине пробежал холодок. Я сидел на сапе, а в голове метались мысли: "Сейчас она почувствует мой страх и нападет… Нет, не нападет, это сельдевая акула, она не ест людей….". А когда я стал потихоньку отплывать, услышал всплески. Повернулся, перед глазами блеснуло что-то серебристое. Рыбина, извиваясь, упала в воду, в тот же момент рядом под углом во весь рост выпрыгнула сама акула, плашмя шлепнулась на то место, куда канул лосось. Я догадался, что она глушит рыбу. А потом плавник то появлялся, то исчезал – акула играла с горбушей, как кошка с мышкой, — вспоминает сап-райдер.

Вернувшись, он поинтересовался у знакомых ихтиологов, почему хищница не обратила на него внимания. Те предположили, что дело могло быть в желтом комбинезоне. Будь он черным, акула могла бы принять человека за свое любимое лакомство – тюленя.

Эти комбинезоны, желтый в прошлом году, и красный в этом, вводили в заблуждение не только акул, но и рыбаков. Глядя на яркую экипировку, они не могли поверить, что этот отчаянный парень – русский, а когда слышали родную речь, и узнавали, что он на этой легкой дощечке покоряет моря, жали руку, дарили рыбу и краба. Это очень выручало: через несколько дней стандартный "набор туриста" — картошка, макароны и тушенка — опротивели, не "лезли" калорийные финики и орехи.

— Хотелось, не поверите, свеклы! За ней я специально бегал через лес в близлежащие поселки, покупал, и, едва дождавшись пока сварится, ел, — смеется он.

Одну из вылазок на берег он предпринял специально, чтобы своими глазами увидеть место, где в сталинские годы начинали строить тоннель на Сахалин. Нашел вентиляционную шахту метров 10 в диаметре и 30 глубиной: "Сделана на совесть. Пирамиды разрушатся, а она останется", — делится он впечатлениями.

В целом же мысли сап-райдера посещали нерадостные.

— Я шел и думал, что чувствовал Невельской, когда увидел Сахалин. Лично мне было грустно. Думаю, что и он, попади сейчас сюда, испытал подобные чувства. Заброшенный берег, разваливающиеся деревни. Кроме как валить лес и добывать рыбу, то есть эксплуатировать ресурсы, мы больше ничем здесь не занимаемся, — объясняет Харченко.

На 15 день экспедиции "сломался" ветер — из северного попутного изменился на южный, раздувающий трехметровые волны. В тот момент Максим шел мимо очередной десятикилометровой каменной стены. Сначала подумал, что сможет, в случае чего, вернуться назад, но ветер сделал очередной финт и стал прижимать сап-райдера к берегу. От перенапряжения у него начались судороги, но нужно было грести дальше. Спасли спортсмена высокие волны, между гребнями которых он проваливался, греб метра 2-3, затем снова взлетал на волну.

— Главная задача была укрепиться, не дать сдвинуть меня с отвоеванных метров. Было страшно, но страх мотивирует к действию. Когда выбрался на берег – сам себе удивился, откуда взялись силы, а потом почувствовал себя настоящим "морским волком", — рассказывает он.

В таком режиме он продержался почти два дня, добравшись до порта Де-Кастри на северо-западном побережье Татарского пролива. Там, окончательно убедившись, что ветра изменили направление на все лето, он решил приостановить экспедицию. Ее следующий этап Максим наметил на лето 2019-го. Стартовать планирует с противоположной стороны, двигаясь к Де-Кастри из Советской Гавани.

1531137939