Денис ТАУШКАНОВ. Апелляционный суд по уголовному делу крушения БАТМ "Дальний Восток" продолжился в Южно-Сахалинске во вторник, 24 июля. Судебное разбирательство находится на стадии рассмотрения доказательств. В этот раз адвокат Евгений Ефимчук выступил с часовым ходатайством, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Суд по уголовному делу гибели БАТМ "Дальний Восток". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
Адвокат Алексея Васина Евгений Ефимчук в своем ходатайстве просил назначить повторную комплексную судовладельческую технико-эксплуатационную экспертизу. Он напомнил, что предыдущая проверка прошла 17 августа 2015 года на базе акционерного общества "Центральный орден трудового красного знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (АО ЦНИИМФ). Исследование проводилось, чтобы установить причины крушения БАТМ "Дальний Восток".
Ранее, в суде первой инстанции, сторона защиты заявляла о снятии экспертизы и проведении повторной, так как она не являлась полной и достаточно объективной. Но Фемида им отказала. Сейчас адвокат Евгений Ефимчук предпринял очередную попытку назначить повторную экспертизу. Он хочет, чтобы оценку дали компетентные специалисты в областях судовождения и технического оснащения судна.
— Недостаточная ясность и неполнота выполненного экспертного заключения является основанием для постановки нового состава экспертов в ином экспертном учреждении. <…> В данном случае хочу обратить внимание судебной коллегии на то, какими специалистами и с каким стажем и опытом работы давалась оценка действиям судоводителей БАТМ "Дальний Восток". Проводившие исследование эксперты ЦНИИМФ Петров и Анисимов имеют образование "первый инженер по специальности гидроаэродинамика", второй инженер по специальности "судостроение". Ни один не имеет специальности "инженер-судоводитель". Парадоксальность ситуации в том, что ни один из указанных специалистов не имел и не имеет даже мизерного опыта управления морскими рыболовными судами: период их стоянки, движения во время переходов, а тем более во время осуществления промысла. Делая выводы о причинах крушения, возможности его предотвращения, влияние погодных условий на крушение судна, и оценивая действия капитана судна, а также иных членов экипажа, эксперты в силу своей некомпетенности не имели возможности и не имели права, на мой взгляд, давать заключение о причинах крушения, — рассказал Евгений Ефимчук.
Ходатайство адвоката сводилось к тому, что эксперты были некомпетентны, предоставили недостоверные данные о крушении судна. Из-за искаженных фактов, суд положил в основу дела оценку этих экспертов, и тем самым осудили невиновных. Экспертами не были рассчитаны весьма значимые обстоятельства, которые повлияли на крушение судна. Адвокат указал, что наличие этих факторов эксперты признают, а расчёты не делают, заявляют голословно, о незначительности того или иного влияния на крушение судна, но при этом не могут сказать, чем эту незначительность можно измерить. Выжившие свидетели утверждают обратное.
Суд по уголовному делу гибели БАТМ "Дальний Восток". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
Эксперты самовольно добавили на борт судна 90 тонн неизвестного груза потому, что с действительной нагрузкой судно по их расчетам не тонуло. Это значит, что выводы сделаны недостоверные, на предположениях и подгонке исходных данных под экспертное заключение, а не наоборот, как это должно быть по закону.
В одном пункте своего ходатайства адвокат вообще заявил о халатности со стороны экспертов, которые говорят, что знали о поступлении воды во внутрь судна от собственных судовых насосов, но считать её количество не стали, мотивируя неважностью.
— На таких "неважностях" построено всё экспертное заключение, — заявил Евгений Ефимчук.
Больше часа Евгений Ефимчук зачитывал ходатайство, в итоге суд отказал в проведении повторной экспертизы.
Суд по уголовному делу гибели БАТМ "Дальний Восток". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
Также адвокаты и осужденные выступили с очередными ходатайствами: вызвать для допроса экспертов, приобщить протокол допроса свидетеля и предоставить тома уголовного дела, чтобы суд мог с ними ознакомиться. Все просьбы стороны защиты судебная коллегия отклонила, обосновав тем, что доказательства были изучены еще судом первой инстанции.
Следом адвокат Степан Сорокин попросил суд предоставить время на изучение вещественных доказательств, в частности убедиться, находятся ли гидрокостюмы в камере хранения. Один раз суд ему отказал в этом, сославшись на то, что у него было достаточно времени, больше двух месяцев, изучить все нюансы дела. Адвокат ответил, что у него не было разрешения и он не знал, где находятся вещдоки. Тем более защитник отметил, что ранее на суде первой инстанции предметы не осматривались, так как не было такой необходимости.
— Есть мнение моего подзащитного, который не мог мне сказать об этом ранее. Анатолий Борисов сказал мне об этом уже ближе к началу судебного заседания. Ранее такой необходимости не было. Но при согласовании с моим подзащитным эта необходимость возникла. Я полагаю, что у меня есть данное право. Прошу суд обеспечить его реализацию, — сказал Степан Сорокин.
— В связи с чем появилась такая необходимость? – обратился судья к осужденному Анатолию Борисову.
— Эффективно и качественно защищаться хочу. Вы же лишаете меня права защиты. Полностью отобрали у меня это право. Я всеми возможными и доступными способами хочу защищаться, а вы меня этого права лишаете. Отвергаете все ходатайства, вызов свидетелей, проведение экспертизы обеспечить, — возмутился Анатолий Борисов.
Тем не менее суд предоставил им право исследовать вещдоки. Судебное заседание продолжится 26 июля в 10.00.
Напомним, 9 апреля Сахалинский областной суд перешел к повторному разбирательству по делу о крушении БАТМ "Дальний Восток", в котором погибло 69 человек. На скамье подсудимых находятся первый заместитель генерального директора ООО "Магеллан" Алексей Васин, заместитель генерального директора по безопасности мореплавания Александр Кудрицкий, бывший капитан траулера "Дальний Восток" Анатолий Борисов, начальник отдела безопасности мореплавания, сертификации и наблюдения за рыбопромысловым флотом ФГБУ "Сахалинрыбвод" Росрыболовства Николай Харченко и государственный инспектор СВТУ Росрыболовства Александр Никодименко.
В первый день зачитали апелляционные доводы стороны защиты и осужденных, высказанные в пользу фигурантов дела, а также мнения прокурора и потерпевших — в пользу законности приговора. 16 апреля суд завершил этап прослушивания возражений сторон. Также судом было отложено рассмотрение уголовного дела о гибели траулера "Дальний Восток" на два месяца, чтобы предоставить новому адвокату Анатолия Борисова Степану Сорокину ознакомиться с материалами уголовного дела.
За время проведения судебного процесса внесено одно изменение: Александру Кудрицкому в связи с тяжелым состоянием здоровья сменили меру пресечения с заключения под стражей на подписку о не выезде.
Сейчас суд на стадии рассмотрения доказательств.