Российский режиссер и сценарист Борис Хлебников в рамках кинофестиваля "Край света" провел мастер-класс “Работа над историей” в четверг, 30 августа. В шатре Q&A, возле Чехов-центра, он рассказал сахалинцам о работе над сценарием, истории создания "Аритмии" и цензуре в России, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Мастер-класс Бориса Хлебникова "Работа над историей" в рамках кинофестиваля "Край света". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
— Если говорить о начале работе над фильмом, сценарием, то самое важно иметь идею. И когда работаешь над ней, главное не отказаться от нее. Надо прислушиваться к тому, куда тебя "тащит" материал для фильма, — начал рассказывать сахалинцам Борис Хлебников.
Кинолента "Аритмия" была создана из жизненной ситуации подруги режиссера. Она рассказала ему, что она решила развестись с мужем, но у них не было денег, чтобы снять квартиру. Та, где они проживали, была оплачена на четыре месяца вперед. Вместе решили, что одна будет спать в комнате, а другой на кухне.
— Как только я услышал эту историю, мне позвонил продюсер с телеканала "ТНТ" и спросил на счет идеи для комедии выходного дня. Я ему рассказал о том, в какой ситуации оказалась подруга, и он сразу согласился, — рассказывает Борис.
Режиссер вместе с сценаристом Натальей Мещаниновой три недели писали романтическую комедию, и в какой-то момент они задумались: “А чем герои занимаются? Кто они и где работают?”. В итоге они решили, что это будут врачи.
— Мы пошли к врачам, начали разговаривать с ними, проводить время, брать интервью и снимать видео. Мы были с ними на работе, дома, с их друзьями и соседями. У нас начался набираться огромный “живой” материал. Он оказался намного интересней нашей первой задумки. И романтическая комедия и “ТНТ” ушли в сторону. Всё начало жить совершенно по-другому. Мы нашли более интересный сюжет и стали идти за ним. <…> Я к чему это говорю, что никогда без этих документальных исследований ничего не получается на прямую. Вы вдруг понимаете, что вещи и истории, о которых узнали, начинают о чем-то сигнализировать, и это становится структурой вашего фильма, — подытожил режиссёр.
Мастер-класс Бориса Хлебникова "Работа над историей" в рамках кинофестиваля "Край света". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
Также он отметил, что написать сценарий не так сложно — сложно его переписывать.
— Никогда первый, второй и третий варианты сценария не бывают хорошими. Здесь не надо расстраиваться и отчаиваться, хотя это сложно, потому что ты долго работал, писал, потом дал почитать и понял, что написал полную дрянь. Сложно привыкнуть к этому процессу, и сложно критически относиться к своему тексту, — поделился автор.
Мастер-класс Бориса Хлебникова "Работа над историей" в рамках кинофестиваля "Край света". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
Во время разговора с сахалинцами он отметил, что только в двух странах кино с самого начала производства должно быть прибыльным. Это Америка и Индия. В России и Европе оно не обязано быть прибыльным. Как он отметил, что государство дает невозвратные деньги, и считает, что “кино часть культуры, которая не должна окупаться. Это не плохая и не хорошая вещь.
Слушателям было интересно узнать механизм создания качественного сценария, который понравится большинству зрителей. Режиссер сразу сказал, что они не должны подходит к делу с этой стороны.
— Фильм, который вы делаете, должен нравится только вам. И ни в коем случае не надо думать об аудитории <…>. Создать фильм интересный для зрителя — это не задача режиссера. Да и что это за задача? Мне кажется, надо развлекаться и делать то, что тебе хочется, а не быть официантом, который готовит заказ. Иначе это невероятно скучно, — ответил на вопрос Борис Хлебников.
Мастер-класс Бориса Хлебникова "Работа над историей" в рамках кинофестиваля "Край света". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
Режиссер отметил, что государство усиливает цензуру над выпускаемыми фильмами, и часто стали выходить патриотические киноленты. Например, у Бориса Хлебникова забраковали сценарий о замечательном священнике, бывшем хирурге. Но РПЦ закрыла выпуск этой киноленты. Это связано с тем, что священник дважды пытался покончить с собой, а это не допустимо для церкви. Тем не менее режиссер возможно вернется к этой теме в будущем.
Борис Хлебников родился 28 августа 1972 года. Во время обучения во ВГИКЕ он совместно с Алексеем Попогребским создал свой первый фильм – 21-минутный документальный проект "Мимоход". Сейчас он является автором кинокартин "Коктебель", "Свободное плавание", "Сумасшедшая помощь", "Долгая счастливая жизнь" и "Аритмия". Последний, к слову, в прошлом году, на VII Сахалинском международном кинофестивале “Край света”, победил в трех номинациях: гран-при, “Приз зрительских симпатий” и “Лучшая мужская роль” (получил актёр Александр Яценко).
Напомним, VIII Сахалинский международный кинофестиваль “Край света” начался 24 августа. Он завершится 31 числа этого месяца. В Чехов-центре в 19.15 пройдет церемония закрытия, на которой объявят победителей. Фильмом закрытия в этом году стал “Горе-творец”.