Владислав БЕЛЯЦКИЙ. В рамках проведения кинофестиваля "Край света" сахалинцы могут не только посетить показы фильмов из конкурсной программы, но и познакомиться с другими картинами, разбитыми на тематические блоки. Одним из таких блоков является программа "Как научиться смотреть кино". Под этим лозунгом уже были показаны такие работы, как "Убийство священного оленя" режиссёра Йоргоса Лантимоса и "Поророка" Константина Попеску-младшего. На шестой день фестиваля настала очередь одной из крупнейших премьер этого года "Человек, который убил Дон Кихота". Корр. ИА SakhalinMedia посетил премьеру картины, и готов рассказать, чему может научить сахалинцев просмотр данной работы.
Кадр из фильма "Человек, который убил Дон Кихота". Фото: kinopoisk.ru
На самом деле, история создания картины, которая длилась почти 30 лет, значительно интереснее самого фильма. Приведённые выше факты — лишь часть от всей той сумасшедшей "чертовщины", которая творилась вокруг фильма. По этому поводу даже снят документальный фильм "Затерянные в Ла-Манче".
Кадр со съёмок фильма "Человек, который убил Дон Кихота". Фото: kinopoisk.ru
По сюжету, режиссёр Тобиас Граммет, мучаясь в Испании над очередным рекламным шедевром, в поисках вдохновения отправляется в деревню, где 10 лет назад снимал свой дипломный фильм про Дон Кихота. И нашел там исполнителя главной роли — спятившего старого сапожника, уверовавшего, что он… и есть настоящий Рыцарь печального образа! Старик принял Тоби за своего верного оруженосца Санчо и насильно потащил в опасное путешествие, где реальность трансформируется в фантазию, а правду не отличить от вымысла…
Кадр из фильма "Человек, который убил Дон Кихота". Фото: kinopoisk.ru
Говоря о положительных чертах картины, нельзя не упомянуть прекрасную актёрскую работу Драйвера и Прайса. Большую часть экранного времени зрители наблюдают за диалогами и ситуациями с участием их персонажей, а потому особенно важен их уровень игры.
Декорации выполнены в натуралистичном формате с небольшим вкраплением графики под конец. Терри Гиллиам во всех своих работах старается, по возможности, обходится без помощи компьютеров, отдавая предпочтения "натуре".
Визуальное оформление и операторская работа привлекает внимание, но, к сожалению, назвать её какой-то выдающейся не получается. Возможно, опять же, это проблема долгих съёмок/пересъёмок. Достойный и качественный уровень картина выдерживает, но чего-то новаторского или "прыжка выше головы" от неё ждать не стоит.
Однако, "во главе угла" в фильме стоит сюжет. И тут нельзя однозначно охарактеризовать его. Видно, что сценарий много раз переписывался, "затачивался" под других актёров и был "рождён" с большим трудом. Он может удивить и даже поразить своими нюансами, но иногда в следующей же сцене разочаровать наличием глупой и ненужной сцены. Трактовать события на экране можно по-разному, и сказать какой вариант верный, наверняка, не сможет даже сам режиссёр. Тут можно увидеть и историю о творческом кризисе, и о проблемах одиночества и социального забвения, и о проблематике продюсерской тирании в современной кино-сфере, и о потере себя, и, конечно же, тема давно утерянной, но не забытой любви. Всё это приправлено фирменным "соусом" Гиллиама и сдобрено изрядной долей абсурдности происходящего. Так что, докопаться до всех этих вещей может оказаться задачей не для каждого посильной.
В целом, именно поэтому и стоит посмотреть данную работу. "Человек, который убил Дон Кихота" — это не голливудский блокбастер. Не "попкорновое" кино. Это титанический, авторский и уникальный феномен, для понимания которого нужно тщательно проанализировать и разобраться в увиденном. К тому же, подобных работ с каждым годом выходит всё меньше и меньше. Так что, на взгляд корр. ИА SakhalinMedia, данная лента заслуженно занимает своё место в программе "Как научится смотреть кино". Умение анализировать и, порой, додумывать общую картинку — бесконечно важное качество для понимания кинематографа в целом. Великий итальянский режиссёр Федерико Феллини однажды сказал: "Кино — никогда не являлось интеллектуальным искусством", и он был прав. Однако, как средство развития аналитических способностей — кино отлично подходит.