"Проклятие монахини": худшая часть серии?

Рецензия на новинку кинопроката от ИА SakhalinMedia
Тематическое фото. Фото: horrorzone.ru

24 сентября, SakhalinMedia. Владислав БЕЛЯЦКИЙ. Одной из самых популярных и перспективных хоррор-франшиз современности можно считать "Заклятие". Серия фильмов режиссёра и продюсера Джеймса Ванна завоевала огромную популярность как у зрителей, так и у большинства критиков. Истории, основанные на случаях из личной практики известных исследователей паранормальных явлений 20-ого века Эда и Лоррейн Уорренов, послужили "фундаментом" для создания целого ряда художественных кинокартин. На данный момент серия насчитывает уже 2 основные части линейки ("Заклятие" и "Заклятие 2"), а также ряд спин-оффов ("Проклятие Аннабель", "Проклятие Аннабель: Зарождение зла"). И если основные фильмы франшизы добились дикого успеха, то все ответвления вышли на порядок хуже. Причём это касается как финансовой стороны вопроса, так и качественной. Спин-оффами занимались совсем другие люди, а сам Ван выступал в них исключительно в качестве продюсера. В обоих вышедших ответвлениях рассказывается про проклятую куклу Аннабель, которая "засветилась" в первом "Заклятии". Сейчас же в кинотеатрах по всему миру идёт показ ещё одного спин-оффа, но на этот раз уже о демоне в образе монахини — Валак, который был главным антагонистом второй части "Заклятия". Большинство западной прессы и зрителей уже успели окрестить его худшим фильмом в франшизе и главным разочарованием года. Но так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос попытается корр. ИА SakhalinMedia, побывавший на премьерном показе картины.

Синопсис

Когда в уединенном монастыре в Румынии совершает самоубийство молодая монахиня, расследовать происшествие Ватикан отправляет священника с туманным прошлым и послушницу на пороге невозвратных обетов. Рискуя не только жизнями, но и верой и даже своими душами, они сталкиваются со злобной силой, принявшей облик демонической монахини, а монастырь становится полем ужасающей битвы между живыми и проклятыми.

Кадр из фильма "Проклятие монахини"

Кадр из фильма "Проклятие монахини". Фото: kinopoisk.ru

Первое, на чём хотелось бы заострить внимание, так это на декорациях в фильме. Дело в том, что, как уже было сказано ранее, действия картины разворачиваются в Румынии, по легендам древнейшей родине вампиров и прочей нечести. И занимательно, что съёмки "Монахини" действительно полностью проходили в этой европейской стране. Мало того, часть планов были сделаны в окрестностях Трансильвании и Бухареста. Замок, в котором происходит основное действие фильма, также является настоящим. Вот только в действительности на съёмках был задействован не один, а целых два (!) настоящих замка, построенных приблизительно в XIV веке. Художник-постановщик картины безумно вдохновился этими архитектурными сооружениями, что посчитал их идеальными локациями для грядущего фильма. Съёмочная группа бережно достроила недостающие пристройки к замку, которые нужны были для съёмок, но не выбивались бы из общей стилистики замка. Таким образом, вязкая и гнетущая атмосфера старинного пустеющего монастыря передаётся куда лучше.
Кадр из фильма "Проклятие монахини"

Кадр из фильма "Проклятие монахини". Фото: kinopoisk.ru

Хочется также отметить, что, как и на съемках всех фильмов вселенной "Заклятия", на площадку был приглашен священник, чтобы благословить съемочный процесс. В день, когда православного отца Космина ждали в замке Корвинов, стадо козлов перегородило дорогу, мешая членам съемочной группы добраться до места.

Отходя от темы декораций, можно немного затронуть тему операторской работы. Во время работы над "Монахиней" был использован интересный приём, который отлично передаёт характер сюжетных линий главных героев. Для Ирэн и отца Берка были выбраны свои камеры и методы съёмки. Как рассказывает оператор картины Максим Александр, есть путь отца Берка и путь сестры Ирэн. Её история относится скорее к внутреннему миру, её сознанию, её видение мягче. Для съемок её сцен мы использовали стэдикам [носимая система стабилизации съёмочной камеры для кино— или видеосъёмки в движении], потому что так можно было показать зрителям, что реально, а что – нет. Когда мы смотрим на мир глазами отца Берка, мы видим съемку ручной камерой, потому что он всегда в центре событий; всё, что происходит с ним, происходит в реальном времени.

1 / 3

Ещё одним моментом, связанным с визуальной составляющей, стало колоссальная работа монтажёров. Так как съёмки проводились в двух хоть и одинаково старых замках, но внутри они выглядят абсолютно по-разному: начиная от расположения и направления коридоров, заканчивая разным естественным освещением. А потому на этапе постпродакшена [период обработки видеоматериала после съёмок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж, озвучание и обработка материала фильма] было крайне сложно смонтировать кадры и сцены из разных помещений так, чтобы создавалась иллюзия того, что всё действие происходит в одном месте. Однако, в итоге результат оправдал затраченные силы, и заметить "подвоха" в кадре практически невозможно.

На съёмках разного рода ужастиков, в частности про паранормальные явления, с самими членами съёмочной команды нередко происходит всякая "чертовщина". В интернете можно найти множество историй от актёров, операторов, режиссёров и простых рабочих, которые рассказывают о необычных случаях на съёмочной площадке. В производстве "Монахини" также не обошлось без подобных случаев.

"Хотя я страшный фанат фильмов ужасов и всю свою жизнь создавал монстров, в глубине души я был скептиком, всё ещё ждущим реальной встречи с потусторонней сущностью, в которую смогу поверить… и это случилось в том самом форте, — рассказывает режиссёр картины Корин Харди. — Мониторы находились за пределами основного коридора, в полностью изолированной тёмной комнате. Поскольку для длинного плана требовался очень большой штатив, он отрезал нам входы и выходы. Я вошёл и увидел пару ребят, которые сидели в креслах слева от меня, я поздоровался, сел к ним спиной и минут пятнадцать смотрел на мониторы, пока мы репетировали дубль. От радости, что всё вышло так, как надо, я повернулся и сказал: "Эй, вы это видели? Идеально получилось". А там никого не было. Даже кресел."

1 / 3

От разговоров про паранормальное вне камер перейдём к внутреннему наполнению. Конечно же речь пойдёт о "гвозде" фильма, то, ради чего зрители покупали билеты в кино, то, что заинтересовывало их во время просмотра трейлеров, — демон-монахиня Валак. Появившись впервые в сиквеле "Заклятия", этот персонаж сразу запал в память многим людям, посмотревшим эту картину. Пугающая фигура в длинном церковном балахоне с почти полностью закрытым лицом внушала ужас даже в те моменты, когда она находилась в абсолютно неподвижном положении. Роль демонического антагониста что в "Заклятии 2", что в "Монахини" исполнила известная в хоррор-сфере актриса — Бонни Ааронс. Зрители могли видеть её работу в фильмах "Затащи меня в Ад" и "Малхолланд Драйв". Однако, как мы помним, Валак показан как достаточно высокое существо, а сама Бонни не является особо высокой — всего 170 см. Так почему же создаётся эффект "удлинённой фигуры"? Всё очень просто. Художник по костюмам Шэрон Гилэм объясняет, что костюм демонической монахини удлиняет ее силуэт, потому что её черное покрывало опущено, да и сам костюм очень длинный и очень темный. У зрителей создаётся ощущение, что она огромна.

Также нельзя оставить без внимания потрясающий грим Валака. Каждая вена на лице и каждый капилляр на глазах выглядят крайне отталкивающе, а потому долго смотреть на физиономию демона совсем не хочется. Белая, мертвецкая пудра, покрывающая лик актрисы, помогает достичь эффекта ужаса и паранормальной сущности персонажа.

Валак

Валак. Фото: kinopoisk.ru

Остальные актёры картины особо ничем не примечательны. Играют не плохо и не хорошо. Достаточно средний уровень игры.

1 / 2

Что касается сценария, то заявления о том, что он абсолютно "немощный и глупый", по меньшей мере, преувеличены. Да, стоит признать, что "Монахиня" получилась не особо страшной, однако не в этом её сильные стороны. Сама сюжетная канва достаточно проработанная и даже даёт ответы на некоторые, оставшиеся после просмотра "Заклятия 2", вопросы. Особо глупых моментов и несостыковок в картине не наблюдается — всё разворачивается в рамках логики самого фильма. Считаете ли вы данную логику глупой или нет, это уже другой вопрос. Несмотря на довольно обильное количество штампов и, как уже было сказано ранее, не особо страшные скримеры, фильму таки удаётся держать зрителя в "здоровом" напряжении до самого конца.

Вспомнить ту же дилогию "Проклятие Аннабель", где что на качественном уровне, что в сценарном плане всё было выполнено крайне коряво и "по-дилетантски". "Монахиня" на фоне картин о проклятой кукле выглядит намного “увереннее” и "свежее". Однако, до фильмов основной линейки она, безусловно, далека. Уровень совсем не тот.

1 / 2

Что же мы имеем в итоге: "Проклятие монахини" достаточно неплохой фильм со своими сильными и слабыми сторонами. Называть её "худшей частью в серии" сложно, да и не нужно. Это тот фильм, который, как говорится, "на разок", однако этот "разок" будет достаточно приятным. Конечно, если изначально быть враждебным и "закрытым" при просмотре, то так можно почти любого представителя кинематографа назвать паршивым. Важно отношение к картине. Так что, если вас интересует история происхождения демона Валака, то можете смело идти в кинотеатры. Главное — старайтесь оценивать фильм "трезво". Не стоит ждать от "Монахини" "оскаровского" размаха и глубины. Но ведь это не значит, что фильм сразу плох. Верно?

Плюсы:

+ Натуральные декорации

+ Отличный грим

+ Гнетущая атмосфера

+ Интересное решение оператора

Минусы:

— Средненький сюжет

— Нестрашные скримеры

— Средненькая актёрская игра

P. S. Напоследок, хочу отметить отличную рекламную кампанию фильма. Косплееры в кинотеатрах, история с запрещённым рекламным роликом фильма, который якобы был "слишком страшный" и так далее. Хочется показать тем, кто не видел, вот этот ролик, выполненный в формате 360°. Приятного просмотра.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia