Русский роман Льва Толстого: жизнь и творчество на одной сахалинской сцене

Фестиваль “Золотая маска на Сахалине” завершился постановкой московского театра имени Маяковского
"Русский роман". Фото: пресс-служба Чехов-центра

Спектакль Московского академического театра имени Маяковского “Русский Роман”, поставленный художественным руководителем учреждения Миндаугасом Карбаускисом по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса, в понедельник, 29 апреля, завершил фестиваль “Золотая маска на Сахалине”. На сцене Сахалинского международного театрального центра имени Чехова показали тонкое соединение биографии и творчества великого русского писателя Льва Толстого, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.

Показ “Русского романа” проходил 28 и 29 апреля, два дня подряд собирая полные залы. Сахалинский зритель по достоинству оценил постановку, центровым образом которой, вопреки всем ожиданиям, стал не сам Лев Толстой, а его супруга — графиня Софья Толстая (Евгения Симонова). Через эту женщину, ее мысли, переживания, воспоминания автор пьесы и режиссер попытались наиболее глубоко показать не только личность великого русского писателя, но и то, какую роль в его жизни сыграли собственные же произведения. Сам Толстой в первом акте предстает перед зрителем в молодом обличии в начале своего творческого пути (Алексей Дякин), но это больше похоже на чьи-то обрывистые воспоминания, вернуть которые не в силах уже никому. Во второй половине спектакля о писателе лишь говорят, его обсуждают, любят, ругают и ненавидят, взывают к нему, просят выйти хоть на минуту. Режиссер весь второй акт держит зрителя в ожидании и при полной уверенности, что вот-вот Толстой сам выйдет на сцену в рубахе, с суровым измученным думой лицом и длинной седой бородой. Часто слышится от героев спектакля: “Идет!” — и тогда многие в зрительном зале начинают оглядываться по сторонам и назад в надежде увидеть Толстого. Но этого не происходит...

1 / 3

Несмотря на то, что Толстой так и не появляется на сцене, режиссер очень талантливо показывает его постоянное нефизическое присутствие через виднеющийся вдалеке свет, через громкие тревожные звуки и даже через взгляды и поведение героев. Очень часто артисты замирают на сцене, начинают прислушиваться к тому, что происходит вокруг, и становится понятно: Толстой слышит все, что происходит в его собственном доме.

В спектакле удивительным образом переплетаются реальность и вымысел. У Толстого действительно была супруга по имени Софья, родившая ему большое количество детей, многим из которых суждено было умереть в совсем юном возрасте. Как и в спектакле, Софья вышла замуж за графа будучи совсем невинной молодой девушкой, в то время как самому Толстому было уже за 30, и он частенько любил погрешить не только со светскими дамами, но и с обычными крестьянками. Правдой является и то, что писатель рассказал невесте обо всех добрачных связях, чтобы между ними не оставалось никакого обмана. Несмотря на все откровения, Софья решила выйти за графа. Она всю жизнь мучилась от ревности к другим женщинам и непонимания по отношению к огромной любви мужа к простому неграмотному человеку. Толстой действительно очень любил крестьян, их образ жизни, их речь, он постоянно описывал эту простую жизнь в своих произведениях. Софья же испытывала неприязнь к крепостным и ко всему, что связано с ними.

1 / 4

Со временем Софья Толстая стала очень нервной и истеричной женщиной, семья рушилась от скандалов. Режиссер в спектакле хорошо показывает процесс изменения характера героини, ее муки, ее страдания, переживания, ненависть и любовь к мужу одновременно. Толстая предстает перед зрителем в образе умной и образованной женщины, но полностью лишившейся рассудка из-за ревности, которая и пошатнула здоровье писателя. Однако в конце пьесы Софья с хрипотой в голосе и со слезами на глазах произносит слова: “Я взяла на себя все земное, чтобы тебе осталось только духовное!” И уверенность зрителя в том, что супруга Толстого является “центром зла” в его жизни, начинает медленно рушиться...

“Она растила детей, занималась коррекцией его [Толстого — прим. редакции] сочинений, следила за домом, управляла прислугой, всю жизнь терпела сложный характер и выходки мужа, его влечение к другим женщинам, его сложную творческую натуру. А стал бы он великим, если бы не было Софьи?” — задался вопросом зритель из Южно-Сахалинска Андрей Ким.

Что касается вымысла, в спектакле в жизнь супругов Толстых аккуратно вплетены кусочки из его творчества. Режиссер будто показывает зрителю, как то, что происходило в реальной жизни писателя отражалось затем в его произведениях. Становится непонятно, где вымышленные чувства, переживания, трагический опыт Толстого, а где настоящие, переложенные на бумагу. Путается не только зритель, но и Софья Толстая. На протяжении всего спектакля она не может понять: муж находится рядом с ней и пишет об этом, или он давно сочинил свою жизнь и просто “вставил” Софью в нее не самым важным для него эпизодом.

1 / 2

В конце спектакля Толстой умирает, так и не появившись не сцене. Толпа склоняется над ним в надежде услышать последнее слово великого гения, которое можно будет продать человечеству подороже. Закольцовывается спектакль тем, с чего начинается: на сцене появляется толпа с клоунскими носами. Но в начале спектакля еще непонятно, что этим хотел сказать режиссер. В финале становится ясно, что потомки Толстого колесят по свету и зарабатывают на жизнь тем, что рассказывают о жизни своего гениального отца. С этим и связаны клоунские носы.

Через весь спектакль Карбаускиса тянется образ железной дороги, хотя герои никогда не садятся в поезд и никуда не едут. Она будто символизирует саму жизнь, по которой красной нитью проходят страдания персонажей. Красные клоунские носы, красный платок любовницы-крестьянки писателя, красные перчатки бросающейся под поезд Анны Каренины из одноименного произведения Толстого... Все то, что является источником боли, режиссер показал красным цветом.

1 / 2

После просмотра остаются вопросы. Кто же все-таки Софья Толстая: истеричная женщина, которая довела до могилы супруга, или же преданно любящая жена, взвалившая на себя все тяготы жизни с гениальным мужчиной? Кем был на самом деле Толстой: мировым светилом, заступником крестьян или человеком, страдающим от собственных слабостей и ошибок?

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia