Детские сады в областном центре продолжают развивать образовательную среду для детей с особыми потребностями. В МАДОУ № 3 "Золотой ключик" в эти дни подводят итоги работы региональной инновационной площадки, посвященной развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. А в детском саду № 28 "Матрешка" запустили проект "Шагай сам" для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу администрации Южно-Сахалинска.
Проблема сопровождения детей-инвалидов в педагогическом процессе с каждым годом приобретает все большее значение, ведь количество особенных детей неуклонно растет. В детском саду "Золотой ключик" с 2001 года функционируют две группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно их посещают 25 ребят с глубокими и множественными нарушениями в развитии, в том числе с расстройствами аутистического спектра. С 2015 года на базе детского сада начала работу региональная инновационная площадка (РИП) по теме "Организация коррекционной работы и создание развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в целях их успешной социальной адаптации и интеграции".
— Инновационная площадка — это своего рода мастерская, в которой реализуются и апробируются новые методы и технологии в обучении, — подводит итоги работы РИП заведующая детским садом "Золотой ключик" Вера Исраилова. — На протяжении 4 лет в условиях обычного дошкольного учреждения мы создавали систему коррекционной работы с особенными детьми. В этом участвовала большая команда педагогов — логопеды, психологи, дефектологи, воспитатели. Также разработана модель взаимодействия между специалистами для достижения наилучшего результата. Была создана образовательная и предметно-развивающая среда. Все наши сотрудники, работающие с детьми с ОВЗ, вплоть до младших воспитателей, прошли повышение квалификации.
На средства субвенций региональной инновационной площадки и благодаря грантам в "Золотом ключике" приобрели специальное оборудование. Это предметы для альтернативной коммуникации — звуковые фотоальбомы с функцией записи голоса, коммуникаторы для неговорящих детей. В арсенале педагогов также интерактивные столы со специальными развивающими программами с заданиями различного уровня сложности и мультимедийное оборудование.
Особая гордость — адаптированные игровые наборы со звуковыми, тактильными, световыми спецэффектами для детей с аутистическими расстройствами. Обучающие игрушки, были привезены на заказ. Такие пособия успешно используются ведущими иностранными мировыми центрами, на протяжении многих лет занимающимися вопросами обучения детей с аутизмом.
Кроме того, на базе РИП проведено большое количество мероприятий, направленных на эффективное взаимодействие с родительским сообществом. Это педагогическое просвещение через консультации, мастер-классы, круглые столы и презентации. При этом педагоги "Золотого ключика" не только учились сами, но и транслировали свой опыт работы для других специалистов Сахалинской области, который был обобщен и представлен в виде методической разработки по организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Участие в деятельности инновационной площадки приняли более 60 ребят и их родителей. Главная задача проста и сложна одновременно – это социализация особенных детей, чтобы они могли себя чувствовать комфортно в обществе. И, как важный результат, более половины выпускников сада продолжают образование в школах, при этом около 30% посещают общеобразовательные учреждения.
Но на этом работа по данному направлению не закончена, в "Золотом ключике" планируют дальше развивать комплекс образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья.
А в саду №28 "Матрешка" в рамках медицинского сопровождения и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в саду уже предоставляется ряд медицинских услуг, физиотерапия и медицинский массаж. Теперь благодаря реализации проекта "Шагай сам" при финансовой поддержке фонда социальных инициатив "Энергия" компании "Сахалин Энерджи" у воспитанников сада расширились возможности для реабилитации.
— Мы оборудовали специальную адаптивную зону в спортивном зале, — рассказала заведующая детским садом "Матрешка" Ольга Лукьянова. — И теперь здесь проводятся реабилитационные занятия лечебной физкультурой. Консультативная и практическая помощь по отслеживанию динамики развития воспитанников по данному направлению осуществляется совместно с врачом по лечебной физкультуре центра "Преодоление".
Адаптивная зона в "Матрешке" оборудована тренажером Гросса для восстановления опорно-двигательного аппарата детей с ДЦП, а также тренажером "Качели", предназначенным для тренировки вестибулярного аппарата. Тренажер "Имитрон" для активно-пассивной механотерапии используется для имитирования ходьбы, а реабилитационные брусья для ходьбы с подвесом применяются для отработки вставания и ходьбы.
— На этих тренажерах мы реализуем комплекс упражнений, которые должны способствовать формированию у детей-инвалидов доступных двигательных навыков, соответствующих уровню развития, возрастным и индивидуальным особенностям, повышению уровня физического развития, снятию мышечного зажима, — отмечает инструктор ЛФК и массажист "Матрешки" Елена Малышкина.
Инициаторами проекта "Шагай сам" выступили специалисты и родители воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Теперь у инструктора ЛФК детского сада есть возможность профессионально и эффективно осуществлять работу по развитию двигательных навыков и повышению качества жизни воспитанников с особыми двигательными потребностями посредством занятий лечебной физической культурой.
— Формат занятий подбирают по физическому и эмоциональному состоянию ребенка, — поделилась мама воспитанника детского сада "Матрешка" Анастасия Черницова. — Родителям не стоит бояться отдавать детей с нарушениями работы двигательного аппарата в детский сад. Посещение учебного заведения пошло нам на пользу. Здесь очень хорошие специалисты, воспитатели, которые нацелены на результат и заинтересованы в успехах ребенка. А сейчас еще появились и тренажеры, я надеюсь, что такие занятия помогут нам встать на ноги и начать самостоятельно ходить.