Регионы резко — почти на 20% — снизили расходы на охрану окружающей среды в начале 2019 года. Фактически это единственная статья в структуре трат консолидированных бюджетов субъектов РФ, которая подверглась урезанию. Такие данные содержатся в "Мониторинге экономической ситуации", который подготовлен экспертами Института Гайдара и РАНХиГС. Между тем, бюджет национального проекта "Экология" по паспорту составляет более четыре трлн рублей до 2024 года, из которых 133,8 млрд должны быть профинансированы за счет бюджетов субъектов, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на Известия.
Причем сокращение средств, направляемых на экологию, происходило на фоне увеличения остальных расходов регионов. Наиболее высокими темпами росли траты на коммунальное хозяйство, средства массовой информации и поддержку экономики. Эксперты, опрошенные "Известиями", полагают, что данные мониторинга свидетельствуют о приоритетах бюджетной политики регионов и особенностях реализации нацпроектов.
По итогам четырех месяцев 2019 года сохранилась тенденция относительно высоких темпов роста доходов и более низких темпов роста расходов консолидированных бюджетов регионов, отмечается в "Мониторинге экономической ситуации". Это позволяет даже наименее обеспеченным субъектам сокращать долговую нагрузку и формировать резервы для финансирования мероприятий в рамках национальных проектов, пришли к выводу авторы документа. В начале года сохранилась и тенденция превышения доходов над расходами в консолидированных бюджетах. Если первые по итогам четырех месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года выросли на 22,6%, то вторые — только на 12,7%.
"Регионы не спешат тратить дополнительные финансовые ресурсы, полученные в результате опережающего роста доходов, продолжая проводить жесткую бюджетную политику и погашая государственный долг. Возможно, часть дополнительных доходов будет потрачена на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов, но поскольку они в значительной степени носят инвестиционный характер, то соответствующие расходы будут производиться ближе к концу года", — говорится в мониторинге.
Динамика распределения трат при этом говорит о приоритетах, которые наметили для себя российские субъекты. Так, наиболее высокими темпами росли расходы на ЖКХ (27,9%), средства массовой информации (24,5%) и поддержку экономики (14,4%). Снижение зафиксировано только по двум статьям — обслуживание государственного и муниципального долга (-8,2%), а также охрана окружающей среды (-19,8%). И если первый факт можно считать позитивным, то второй вызывает удивление.
Старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики Института Гайдара Александр Дерюгин пояснил этот факт тем, что в начале прошлого года темпы роста расходов на экологию были аномально высокими, увеличившись на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
— А в 2019 году они просто вернулись на свой привычный уровень, — отметил эксперт. — Так, в среднем за 2011–2017 годы по итогам четырех месяцев доля расходов консолидированных бюджетов регионов составляла 0,23%. Аналогичный показатель зафиксирован и в соответствующем периоде 2019 года.
По словам Александра Дерюгина, в 2018 году доля расходов регионов на охрану окружающей среды составляла 0,33%. Эксперт полагает, что произошла своего рода коррекция после резкого роста.
Падение доли расходов на экологию в консолидированных бюджетах регионов может быть связано с тем, что значительная часть этих трат теперь реально осуществляется "внешними" по отношению к бюджетам игроками, отметил гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов. Прежде всего, речь идет о так называемых "мусорных операторах", которым отведена большая роль в реформе сбора, переработки и утилизации отходов.
Как сообщал ранее глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, до 2024 года планируется строить по 40 заводов по переработке мусора ежегодно. На эти цели из бюджета будет выделено 50–60 млрд рублей, причем власти рассчитывают, что на каждый государственный рубль бизнес вложит два-три рубля.
Старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам "Эксперт РА" Гульназ Галиева напомнила, что о сокращении расходов на нацпроект "Экология" на 17% еще в прошлом году заявило Минприроды.
— Возможно, снижение трат регионов в начале этого года обусловлено именно этим, — предположила она.
Как пояснила Гульназ Галиева, заявление Минприроды было обусловлено необходимостью более четкого обоснования выделения бюджетных ассигнований.
— Бюджет нацпроекта "Экология" по паспорту составляет более четырех трлн рублей до 2024 года, из которых 133,8 млрд будут профинансированы за счет бюджета субъектов. Реализация 11 федеральных проектов, входящих в нацпроект, хотя и предусматривает значительные средства, но в общем объеме расходов, конечно, их доля будет невысокой, поскольку расходная часть бюджетов носит социальный характер и преимущественная доля расходов приходится на эти цели, — уточнила эксперт.
Действительно, доля трат на экологию в консолидированных бюджетах регионов в последние годы находится на уровне примерно 0,3%. При этом у одного из лидеров роста этого года — статьи расходов на СМИ — этот показатель балансирует вокруг 0,5%.
Например, в 2018 году расходы расширенного правительства России на охрану окружающей среды были выше, чем на СМИ (148,3 млрд рублей против 136,5 млрд рублей), так что здесь неправильно смотреть только на региональные бюджеты, отметил Александр Дерюгин.