"Рыбным" традициям в России нужна перезагрузка инновациями и маркетингом – участники МРФ

На площадке Международного рыбопромышленного форума рыбаки, переработчики и госрегулятор сошлись в оценках того, что ждет рынок от бизнеса
Круглый стол на III Международном рыбопромышленном форуме (10 июля, Санкт-Петербург)). Фото: Фонд "Росконгресс"

Смена поколений потребителей рыбной продукции в России формирует новые вызовы участникам рынка и заставляет госорганы-регуляторы, рыбопромышленное сообщество и предприятия береговой рыбопереработки искать новые модели насыщения внутреннего рынка. Дискуссия на эту тему прошла на площадке III Международного рыбопромышленного форума (10-12 июля, Санкт-Петербург). Участие в круглом столе "Как правильно продавать рыбу" приняли представители Росрыболовства, ВЦИОМ, рыбацкого сообщества, предприятий рыбопереработки, ритейлеры, маркетологи, бизнес-консультанты.

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров познакомил участников дискуссии с уже вторым исследованием рынка потребления рыбопродукции в России, который Всероссийский центр изучения общественного мнения провел по заказу крупнейшего объединения рыбопромышленных предприятий страны – Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). Спикер напомнил, что прошлогоднее исследование выделило самую равнодушную на сегодняшний день к рыбе группу населения, это – молодые люди 18-24 лет. И здесь, по оценке Фёдорова, кроется вызов для всего рыбного рынка страны: если не принять мер уже сегодня, уже завтра он может столкнуться с серьезным падением спроса, когда нынешняя молодежь вступит в экономически активный возраст и сама станет формировать потребительский рынок пищевых продуктов в стране.

Валерий Фёдоров

Валерий Фёдоров. Фото: Фонд "Росконгресс"

Основными причинами, почему молодежь сегодня отдает предпочтение мясу и птице в ущерб рыбе, гендиректор ВЦИОМ, ссылаясь на результаты исследования этого года, назвал простую "нелюбовь" к рыбе, высокую цену качественной продукции, низкую гастрономическую культуру приготовления рыбных блюд и недоверие к качеству. Но вместе с тем значительная доля молодых людей (46%), как выяснили социологи, отдает себе отчет в том, что рыба – это в принципе полезный продукт, она является основой здорового питания как альтернативный источник белка и ценных микроэлементов.

Также в молодежной среде, по словам спикера, выявлен большой запрос на получение информации о сортах рыбы, способах ее приготовления и интересных рецептах, советов о способах выбора качественного продукта. Таким образом, констатируют исследователи, "рыбный" потенциал у возрастной группы 18-24 года есть – необходимо найти способы его раскрыть.

Принявший участие в дискуссии заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук отметил, что нынешняя молодежь действительно зачастую "не понимает рыбу", в том числе и потому, что переработчики не могут пока предложить молодым потребителям действительно новый, инновационный продукт, позиционированный именно как здоровое питание.

— Интересные примеры – те же США, Республика Корея. Там молодежь сегодня просто помешана на здоровом образе жизни, все занимаются спортом и едят рыбу и продукты из нее, — рассказал Петр Савчук. – Та же компания Trident Seafoods, например, выпустила недавно Protein noodles – лапшу из минтаевого фарша сурими, здоровый продукт, привлекательный для потребителя.

Петр Савчук

Петр Савчук. Фото: Фонд "Росконгресс"

Отдельно замруководителя Росрыболовства коснулся и непростой темы взаимоотношения рыбаков и торговых сетей. Ритейл, по оценке спикера, далеко не всегда заинтересован в том, чтобы бороться за покупателя именно качеством продукции, достичь которого невозможно без соблюдения норм хранения и реализации.

— Порядок здесь более-менее наводится, Роспотребнадзор активно этим занимается. Я считаю, что торговле нужно выработать определенные стандарты качества, тогда и покупатель пойдет, — отметил Савчук. – А пока же в любом неприятном случае продолжают винить рыбаков, хотя их задача – поймать рыбу и провести ее первичную обработку. Именно из-за этой ситуации, кстати, во всем мире создаются вертикально интегрированные рыбопромышленные компании, отвечающие за качество продукции по всей цепочке – от вылова до розничной продажи.

Российские рыбаки также идут по этому пути, но и здесь есть свои сложности, считает Савчук.

— Наши рыбаки, например, делают готовую для потребления продукцию – филе минтая в расфасовке 400 граммов. В опте этот продукт продается за 180 рублей, а что мы видим в сетях? 340 рублей! И рыбакам обидно, и потребитель, естественно, такой чрезмерной ценой разочарован и не покупает, — рассказал спикер. – Только в единичных регионах – в Приморье, в Мурманской области – губернаторы смогли договориться с торговыми сетями, чтобы реализация рыбы населению велась в том числе и с минимальными наценками сетей, и объемы продаж сразу существенно возросли.

Замруководителя Росрыболовства также напомнил, что сегодня готовятся поправки в Налоговый кодекс РФ в части пересмотра ставок сборов за пользование водными биоресурсами, предусматривающие льготное стимулирование рыбаков при поставках рыбы на внутренний рынок и производстве высокопереработанной продукции. Петр Савчук выразил уверенность, что такая регуляторная мера даст куда лучший результат по насыщению внутреннего рынка, чем периодически муссируемые идеи по императивному требованию к рыбакам поставлять в РФ до 40% уловов.

Питер Бос, много лет возглавляющий российское рыбоперерабатывающее производство датской компании "А. Эсперсен", поддержал Петра Сачука в том, что времена, когда ритейл мог торговать рыбой как сырьем, уже прошли, покупателю нужен пусть и не дешевый, но на 100% качественный и удобный в употреблении продукт.

Питер Бос

Питер Бос. Фото: Фонд "Росконгресс"

— Много ответственности лежит на бизнесе. Раньше мы думали, что все просто: чем дешевле – тем больше продашь. Но сейчас качество для многих — не просто громкое слово, это — образ жизни. Все изменилось, и без глубокого понимания рынка мы не можем производить и продавать. И здесь государство и бизнес должны работать вместе, вместе создавать культуру потребления рыбы и нести социальную ответственность перед населением, — отметил Питер Бос.

Президент ВАРПЭ Герман Зверев заявил в ходе дискуссии, что рыбопромышленники сегодня всерьез озабочены тем, каким будет внутренний рынок рыбопродукции "завтрашнего дня", заинтересованы в его развитии и росте и уверены, что этот процесс рыбакам просто необходимо в значительной степени "брать в свои руки".

Герман Зверев

Герман Зверев. Фото: Фонд "Росконгресс"

— И именно поэтому мы, начиная с прошлого года, работаем с ведущим российским исследовательским центром – ВЦИОМом. Это — способ узнать о рыбном рынке все, что мы стеснялись спросить, и ВЦИОМ нам уже второй год подряд дает очень интересные материалы, — прокомментировал руководитель крупнейшего отраслевого объединения страны. – И у нас есть все основания рассчитывать на то, что дальше мы перейдем на следующий этап. Возможно, в форме конкурса на привлечение крупного маркетингового агентства для реализации проекта продвижения продукции, проекта, который инициирует само заинтересованное отраслевое сообщество. Мы нацелены на конструктивное взаимодействие со всеми основными группами участников рынка, это и ритейл, и переработчики. Как мы понимаем, в их и в нашей работе есть немало недоработок, которые нужно устранить. И если это у нас всех получится, то потребители будут получать качественный продукт по доступной цене.

Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, теме продвижения отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке РФ было уделено внимание и на конференции "Стоимость рыбной отрасли: как оценить эффективность использования бизнесом общенационального ресурса?", которая стала одним из ключевых событий деловой программы III Международного рыбопромышленного форума. Конференция – как и ряд других важных мероприятий деловой программы форума – была организована самим бизнес-сообществом в лице Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, к обсуждению вопросов повестки привлекли высокостатусных авторитетных экспертов, представляющих госструктуры, научное сообщество, банковский и сектор и медиа-сферу.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia