Накануне, 6 ноября, инициативная группа по организации областного референдума по проблемам вылова тихоокеанских лососей в реках Сахалина и Курил подала все необходимые документы в избирательную комиссию Сахалинской области, сообщает РИА SakhalinMedia со ссылкой на "Экологическую вахту Сахалина". Избирком должен в двухнедельный срок проверить формальное соответствие документов требованиям соответствующего законодательства, и, при отсутствии нарушений, передать их в Сахалинскую областную Думу.
Как ранее писало РИА SakhalinMedia, инициативная группа, состоящая из рыбаков и экологов, выносит на всенародное голосование два вопроса:
- Согласны ли Вы с запрещением промышленного рыболовства тихоокеанских лососей в реках Сахалинской области?
- Согласны ли Вы с формированием рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства тихоокеанских лососей на реках Сахалинской области?
Изначально планировалось вынесение на референдум также и третьего вопроса, направленного на улучшение ситуации со спортивно-любительским рыболовством тихоокеанских лососей в регионе. Однако после тщательного изучения всех правовых аспектов данной проблемы инициативная группа пришла к выводу, что ее решение зависит прежде всего от властей федерального уровня. Это могло стать серьезным поводом к отказу в проведении областного референдума, поэтому организаторы решили ограничиться исключительно вопросами промысла тихоокеанских лососей в реках.
Впервые в истории островной рыбной отрасли рыбопромысловые участки (РПУ) на реках для промышленного лова лососей были сформированы и переданы в долгосрочное пользование в 2011 году. Росрыболовства и правительство Сахалинской области при поддержке нескольких рыбопромышленников горячо отстаивают это революционное новшество и планируют развивать его и дальше. Так, уже готовы документы на создание 5 новых речных РПУ.
Напомним, что летом развернулась крайне жесткая дискуссия между экологами и официальными ведомствами. "Экологическая вахта Сахалина" отстаивала точку зрения, что РПУ – губительны. В то время, как сотрудники Росрыболовства и Сахалинрыбвода заявляли, что члены "ЭВС" ангажированы и некомпетентны.
В качестве официальной аргументации выдвигается необходимость борьбы с заморами производителей лососей, зашедших в чрезмерном количестве на нерестилища. Однако эта версия никак не объясняет тот факт, что промысел внедрен также и на реках, лососевые популяции которых и без того находятся в глубокой депрессии, а нерестилища пустуют из года в год. Другой причиной внезапно начавшейся раздачи лососевых рек власти называют борьбу с браконьерством, которую, по их мнению, должны вести "речные" промысловики. Интересно, что такие заявления звучат и от представителей органов Росрыболовства, которые тем самым фактически расписываются в собственной неспособности успешно справиться со своими прямыми служебными обязанностями, забывая, что выполнение государственных функций коммерческими структурами законодательством России не предусмотрено.
Крайне негативное влияние масштабного вылова лососей в нерестовых реках Сахалина многократно описано и подтверждается выводами известнейших экспертов сахалинского лососевого хозяйства, таких, как например Феликс Рухлов, много лет проработавший директором Сахалинского НИИ рыбного хозяйства и океанографии. Большинство сахалинских рыбаков разделяет опасение, что изъятие лососей на нерестилищах и путях к ним чревато тяжелыми последствиями для запасов лососевых, а экологи указывают на негативные экосистемные эффекты и прилов краснокнижных видов.
"На Сахалине гораздо острее стоит проблема недозаполнения нерестилищ, нежели их переполнения, – заявил руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын, - так, в крупнейшей на острове реке Поронай нерестилища горбуши в последние годы заполняются не более чем на треть, а в сезон 2012 г. были заполнены лишь на 15%. Между тем, эта река – одна из тех, на которых были созданы и переданы в пользование речные рыбопромысловые участки".
Инициативная группа была вынуждена прибегнуть к такой экстраординарной мере как референдум после того, как все попытки достучаться до властей потерпели крах.