О том, что сразу три крупные нерестовые реки на Итурупе серьезно пострадают от разлива нефтепродуктов с танкера "Каракумнефть", рассказал SakhalinMedia главный рыбовод Курильского рыборазводного завода Виктор Погодин. По его словам, ущерб может быть огромен:
"У нас в Курильском заливе два крупных рыборазводных завода - на реке Курилка, на реке Подошевка и рядом еще крупная нерестовая река. Только заводского малька лососевых будет скоро выпускаться 130 миллионов, и плюс еще около 40 миллионов мальков - естественный скат в залив. Если будет понижена кормовая база, малек будет плохо выживать. Это аукнется нам через 3-4 года, когда взрослая кета будет возвращаться, и через год, когда будет возвращаться горбуша. Пока никто точно сказать не может, что будет происходить, а мы, когда начнем скат малька, будем глядеть, появятся ли на берегу мертвые особи.
По Курильскому заливу от мыса Ясный до мыса Виноградного в день аварии "Каракумнефти" дул северо-западный ветер и концентрированное пятно соляра пошло как раз по заливу, в сторону Рыбаков, мимо "ванночек". И на тех участках уже на следующий день отмечался выброс морского ежа, осьминогов размером от сантиметра. Сейчас в береговых наносах очень много фильтратов – микроорганизмов, а также губки, трубача. Вчера у "ванночек" нашли мертвую зубатку около метра длиной.
Все это говорит о том, что прибрежная полоса примерно до двух метров глубины мертва, все живые организмы там погибли. Прибрежные наносы шуги все в коричневых разводах, то есть солярку до сих пор не угнало. По опросу местного населения, мертвая рыба появилась уже в заливе Простор – это более 50 километров по берегу, через полуостров Чирип. Пятно пошло на север, а в самом заливе прошло уже больше недели после выброса, а солярку вдоль берега забрасывает на песок. То есть, даже когда снег растает, она все равно будет впитана в песок. Влияние загрязнения будет продолжаться очень долго. У нас, на рыборазводных заводах, скат естественного малька начинается уже в начале апреля. Нам важно, чтобы он не попал в агрессивную среду с соляркой. Кроме того, будет сильное уменьшение "кормности" залива, его кормовой базы для мальков кеты – микроорганизмов и планктона. Так как море сейчас холодное, около ноля градусов, солярка категорически не хочет испаряться, ее просто гоняет по заливу туда-сюда, перемешивает с шугой, песком", - говорит Виктор Погодин.