В Южно-Сахалинске впервые публично заговорили о предстоящих выборах в гордуму – с предложением ввести чисто мажоритарную систему выступили представители общественности, в основном, политической. Не менее важно, что речь об этом пошла на совещании главы города, будущее которого, по графику, также решится осенью этого года. По мнению экспертов, важно, чтобы в случае избрания "одномандатной" думы, должность мэра также осталась выборной. Иначе политически несбалансированная городская власть окажется неспособной решать стратегические задачи. В любом случае, политический сезон-2014 обещает быть интересным, сообщает ИА SakhalinMedia.
Возможность самостоятельного определения системы выборов – мажоритарной, смешанной или пропорциональной – с ноября прошлого года муниципалитетам дает федеральное законодательство. Общественность Южно-Сахалинска сделала выбор в пользу первой – на совещании у главы города представители ветеранских организаций, ряд депутатов и лидеры нескольких малых партий сошлись во мнении, что кандидаты, избранные по одномандатным округам, действительно работают на благо жителей, регулярно проводят встречи, несут ответственность перед избирателями.
В этой связи было предложено разделить город на 25 округов и ввести в Южно-Сахалинске чисто мажоритарную систему. Это предложение подлежит обсуждению с общественностью, однако нет сомнений, что несмотря на возможные косметические коррективы суть не изменится – борьба за избирателя развернется только в одномандатных округах.
Здесь есть определенный смысл – за последние два года с момента либерализации законодательства о партиях число зарегистрированных политических организаций превысило отметку в 60 единиц. Новые - не имеют реальной поддержки, а в системных партиях люди разочаровались. Как отмечает политический консультант Андрей Кудисов, "партии как институт выражения интересов избирателей на сегодняшний день себя исчерпали".
- Они не пользуются доверием, потому что их представители, которые избираются в органы власти различными способами, решают, прежде всего, задачи партий, а не своих избирателей. И требования перейти на выборы по мажоритарной системе говорят о том, что люди готовы делегировать власть только тому, кому доверяют, - говорит эксперт.
Этот тезис подтверждают и социологические исследования "Политической экспертной группы" в разных российских городах.
- Мы проверяли мотивацию людей, ставили разные варианты мотивации и в результате получили вполне ожидаемую вещь. Самое важное для людей – это работа депутатов в округе, их полезность в шаговой доступности. В этом смысле, конечно, депутаты-мажоритарники как люди, привязанные к конкретному округу, к конкретным избирателям, для жителей полезны, - отмечает руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев.
Однако, как у любой медали есть две стороны, так и здесь важно понимать, что отказ от выборов по партийным спискам говорит о слабости и непопулярности "партии власти", и, соответственно, самой власти - как региональной, так и городской.
- Отказ от выборов по партийным спискам, если говорить эзоповым языком, означает "мы не верим власти, мы не верим в самих себя, но есть люди, которые сами научились плавать и если выплывут, мы им административно как-нибудь поможем", - говорит Константин Калачев. - Как избиратель и горожанин, я за выборы по одномандатным округам. Но как человек, который считает, что власть должна быть авторитетной, дееспособной и популярной, я уверен, что партийные списки для такой власти – это плюс, а не минус.
Если у власти есть программа, то ее проще реализовывать через большинство, полученное по партийным спискам.
В этом смысле, уточняет эксперт, важно, чтобы должность главы оставалась выборной.
Тем не менее, именно действующая власть выигрывает от полностью мажоритарной системы, считает директор Института политического права и управления, политический консультант Алексей Васильев. Однако речь идет о случаях, когда власть не управляет ситуацией при формировании списков системных оппозиционных партий – "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ. В южно-сахалинском вопросе определенности пока нет.
- Тот факт, что большинство партий в Южно-Сахалинске поддерживают переход на мажоритарные округа, говорит об их управляемости и наличии предварительных договоренностей о распределении округов.
Однако здесь важно понимать, кто со стороны власти сейчас им что-то обещает и способен ли этот субъект обеспечить эти договоренности, - отмечает эксперт.
По мнению политического консультанта,
в Южно-Сахалинске конкурентная среда на выборах будет формироваться исключительно за счет разногласий внутри правящей элиты.

Политический консультант, член Российской ассоциации политконсультантов
Автор фото: Из личного архива эксперта
На сегодня уровень накала страстей пока не ясен, и зависит он от того, возникнут ли разногласия между мэром Лобкиным и губернатором Хорошавиным при формировании пула провластных кандидатов или же произойдет мирная "расторговка". Между тем, политический блок в правительстве области тоже неоднороден, и отношение федерального центра к мэру города на сегодня неоднозначное. Недавняя серия информационных вбросов показала это. Нельзя не учитывать и существующие разногласия между городской и областной избирательными комиссиями. Судебная власть на Сахалине также достаточно независима.
Думаю, выборы будут веселые.
Что касается нового состава депутатского корпуса, то он, по мнению Васильева, будет представлен в основном представителями бизнеса.
- И любой мэр будет вынужден либо вести свой пул, либо договариваться с каждым депутатом в отдельности, учитывая их бизнес-интересы, - заключил эксперт.
руководитель "Политической экспертной группы"
Автор фото: Фото со страницы Константина Калачева в соцсетях
Есть ситуации, когда сначала отменяют партийные списки, а потом отменяют и выборы мэров. Этого бы не хотелось. Когда человек баллотируется по округу и предполагает, что будет баллотироваться еще, он старается работать на жителей округа. Но у всего хорошего есть обратная сторона. Для такого депутата главное - это решение частных вопросов. А что касается стратегии развития города, генплана и его корректив при необходимости, общегородских программ, то здесь каждый тянет одеяло на себя.
Поэтому в части представления общегородских интересов, если депутаты – мажоритарники, то мэр должен быть выборным, как человек, думающий в масштабах города. Тогда такая двухэтажная система вполне логична. Если мэр не избранный, то все намного хуже.
Группу товарищей, представляющих конкретные округа, должен уравновешивать тот, кто представляет всех избирателей города сразу.