Сахалинская область продолжает развивать проект "Эффективный регион", основанный на принципах бережливого производства. В рамках его реализации на базе детсада №28 "Матрёшка" в Южно-Сахалинске создали образец новой модели дошкольной образовательной организации — "Бережливый детский сад", сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Система дошкольного образования ассоциируется с творческим подходом во всех видах деятельности, отметила заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Олеся Жильцова. Поэтому инструменты "Кайдзен" [практика, фокусирующаяся на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки и управления — прим. ред.] направлены на:
- оптимизацию режимных процессов воспитанников и работников;
- безопасность;
- организацию рабочего места;
- увеличение инструментов и способов повышения информативности родителей воспитанников;
- ориентировку в пространстве с помощью визуализации навигационной системы внутри здания.
Для рационального использования времени и материальных средств в детском саду разработали комплекс мероприятий, а именно систему 5S [пять правил: сортируй, создай рабочее место, содержи в чистоте, стандартизируй, сохрани достигнутое — прим. ред.]. Она направлена на формирование рационального бережливого мышления у всех участников образовательного процесса — взрослых и детей.
— В рамках бережливых технологий мы решили много проблемных вопросов, которые были ориентированы на решение организации пространства детского сада. Например, у нас есть специальные стенды, с помощью которых наши посетители могут быстро найти необходимый кабинет, специалиста или групповое помещение. Для педагогов в учреждении провели локальную сеть, где они могут обмениваться или находить нужную информацию, в том числе вести в электронном виде табели присмотра и ухода. Также у них организовано рабочее место — у каждого воспитателя есть ноутбук, органайзеры, лоток для хранения канцелярии и папка с документами, которые промаркированы по цветам для быстрого ориентира. Кроме того, в детском саду введена система Google-формы, которая помогает в короткие сроки создать анкетирование и провести его среди родителей, в здании также работает система QR-кодов, — рассказала Олеся Жильцова.
По словам специалиста, в учреждении оформлена и комфортная зона ожидания для родителей воспитанников. В них есть мягкие диваны, игровые центры для детей, кулеры с горячей и холодной водой, туалетные комнаты для общего пользования. В холлах первого и второго этажей расположены информационные телевизионные панели. Имеется и информационно-демонстрационный стенд, на котором размещена тематическая неделя учреждения или список предстоящих мероприятий.
Детский сад №28 "Матрёшка". Фото: ИА SakhalinMedia
Рабочая команда "Матрёшки" сформировала "Фабрику процессов" — игры-занятия для детей, обучающие семинары, мастер-классы, консультации родителей и сотрудников. При этом оптимизировать режимные процессы воспитанников помогает маркировка и визуализированные алгоритмы в картинках действий и инструкций.
— Алгоритм одевания и раздевания, соблюдение порядка в детских шкафчиках — это своего рода инструкция по ежедневным операциям. Она помогает быстрее собираться на прогулку, приучает детей к аккуратности и бережному отношению ко всему вокруг в повседневной жизни. В туалетных комнатах, в том числе и общественных, размещен алгоритм мытья рук. А дети старшего возраста в спальне самостоятельно заправляют свою кровать согласно размещенному алгоритму. Маркировка помещений групповой ячейки и центров активности помогает воспитанникам в условиях адаптации, среди которых и дети с особенностями в развитии, быстрее определить место основных помещений, игровых зон, расположения игрушек на полках и других средств обучения, — разъяснила Олеся Жильцова.
В детском саду внимание уделяют и соблюдению санитарных правил. Так, для учебно-вспомогательного персонала разработаны и визуализированы:
- инструкция мытья рук, посуды и игрушек;
- алгоритмы графика уборок и проветривания;
- инструкции по разведению растворов, которые расположены на уровне глаз в настенных демосистемах буфетных помещений;
- схема хранения уборочного инвентаря и дезсредств, размещенные в хозяйственном шкафу.
В ходе реализации проекта "Бережливый детский сад" в учреждении стали применять электронную систему ведения "Табель посещаемости воспитанников", что сократило время сбора данных до 20 минут. Вместе с тем, ранее на оформление ежемесячного отчета посещаемости детей в бумажном бланке воспитатели затрачивали до нескольких дней, чтобы свести итоговые цифры посещения.
— Сегодня в таблицу вносятся отметки об отсутствии детей в электронный вариант документа, а детодни подсчитываются автоматически, что значительно сокращает время работы по заполнению итогового документа. Также нашей рабочей группой к новому учебному году был разработан чек-лист для педагогов. Это такая памятка, которая помогает воспитателям проверить готовность группового помещения и документации к началу учебного года. Безусловно, это облегчает работу, и воспитатели больше времени уделяют детям. К новой практике привыкнуть было несложно, потому что вся информация доступна и понятна, — рассказала воспитатель МБДОУ 28 "Матрёшка" Серафима Чередниченко.
Специалисты дошкольного учреждения усовершенствовали и работу с родителями или законными представителями воспитанников. Взаимодействие с ними проводят в дистанционном формате:
- проведение общих родительских собраний на ZOOM и других доступных платформах;
- обучающие мастер-классы для обучающихся и родителей в видео-формате;
- опросы, анкетирование родителей, формирование визуальных показателей мониторингов, обследований с помощью Google-форм. Для этого в помощь педагогам размещены видео-инструкций по работе с Google-формами;
- размещение информации путем кодирования в QR-код, ведение личной педагогической странички в социальной сети.
Сегодня в детском саду появилась удобная и понятная система навигации, которая позволила сократить втрое время перемещения по зданию. Кроме того, помещение детского сада оформлено в едином стиле, были изготовлены цветовые вывески, таблички, указатели перед лестничными маршами. На каждом этаже в коридорах сделали цветную разметку-следы с направлением движения. Также для безопасности и минимизации травматизма на полу пунктиром обозначили опасные участки — это места и направление открытия дверей.
В рамках проекта "Бережливый детский сад" для полноценного и разностороннего развития детей в холлах учреждения создали открытое развивающее пространство с центрами активности. На этажах расположены игровые зоны — "Конструирование", "Путешествие вокруг света", "Зона бизибордов". При этом каждый центр обозначен визуальными картинками и правилами поведения.
— Применение технологий, которые координируют перемещение воспитанников в пределах открытого пространства детского сада, в частности система "Умные браслеты", помогают воспитанникам старшего дошкольного возраста самостоятельно перемещаться по учреждению. Вместе с тем, педагог остается в группе с другим воспитанниками. Освоение игрового открытого пространства с центрами активности регулирует система Time choice. Данный формат работы с детьми позволяет сформировать у воспитанников самостоятельность, ответственность, инициативу, навыки саморегуляции, умение планировать, распределять и ориентироваться во времени, пространстве, в том числе соблюдать правила безопасности, а значит, беречь время и энергоресурсы, — уточнила Олеся Жильцова.
"Умный браслет". Фото: ИА SakhalinMedia
На островах в проекте "Бережливый детский сад" принимают участие дошкольные учреждения, школы и организации среднего профессионального образования. За два года в регионе было реализовано почти 90 проектов. Что касается детского сада "Матрёшка", то, по мнению министра образования Сахалинской области Анастасии Киктевой, мероприятия, организованные в рамках данного проекта, показали свою эффективность в дошкольной организации.
— Детский сад показывает, как бережливые технологии могут использоваться во всем процессе функционирования учреждения. И хочу отметить, что часто слышу от наших руководителей положительные отзывы от реализации проекта. Ведь это экономия рабочего времени, упрощенное взаимодействие с родителями, оптимизация поиска того или иного кабинета в образовательном учреждении. Думаю, в будущем практика будет только расширяться, — подытожила Анастасия Киктева.
Вячеслав Аленьков и Анастасия Киктева. Фото: ИА SakhalinMedia
СПРАВКА: Детский сад №28 "Матрёшка" функционирует с декабря 2017 года. В учреждении организовано 12 групп, из них 10 — общей развивающей направленности, 2 — компенсирующей направленности, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и имеют нарушение опорно-двигательного аппарата. В организации дошкольного образования работают 38 педагогов, и обучаются порядка 287 воспитанников. В детском саду реализуются такие проекты, как STEAM образование и бережливые технологии, а также организованы группы раннего развития "Растем вместе".