Первый перелет по маршруту Хабаровск — Оха протяженностью 1180 км был осуществлен летчиком Михаилом Водопьяновым на самолете "Фарман-13" с бортовым номером СССР -127 и надписью "Добролет". Перелет продолжался (в обе стороны) 11 суток с промежуточными посадками в Троицком, Нижне-Тамбовске, Мариинске, Николаевске-на-Амуре, Александровске. На борту, кроме Михаила Водопьянова и бортмеханика Николая Аникина, находились начальник Дальневосточного управления общества "Добролет" А. Ревадин, представитель Хабаровского крайсовета "Осоавиахима" Захаров, корреспондент газеты "Тихоокеанская звезда" Волынский. По случаю перелета состоялось экстренное заседание президиума Сахалинского окрисполкома. Разговор велся о развитии Сахалинской воздушной линии, сообщает ИА SakhalinMedia.
Для быстрого решения поставленных авиационных задач председатель окрилсполкома Н. Курпель 20 января 1930 года вылетел в Хабаровск на самолете Водопьянова. Эта дата считается началом Сахалинской авиации. В скором времени в Охе был оборудован аэропорт третьего класса, а 14 июня 1930 года состоялось открытие регулярного воздушного сообщения "Хабаровск-Александровск-Оха". В то время на Дальнем Востоке наземных аэродромов не было, и первые годы приходилось летать на гидросамолетах. Регулярных рейсов также не было, и купившие билеты пассажиры подчас долго ждали самолета.
Трасса Хабаровск — Оха — Хабаровск была первой дальневосточной трассой и сыграла в развитии дальневосточной авиалинии большую роль. Летать по ней было невероятно трудно, поэтому не случайно она была прозвана "трассой героев".
Также в этот день в 1990 году аэропорт Южно-Сахалинска получил статус международного
Аэропорт "Южно-Сахалинск". Фото: airportus.ru
В конце 1989 года Южно-Сахалинскому аэропорту было решено присвоить статус международного. Министерство гражданской авиации СССР приняло решение об открытии аэропорта для международных полётов. Для этого необходимо было пусть небольшое, но отдельное и достаточно комфортабельное помещение. Решено было переоборудовать построенный ещё в 1984 году депутатский зал аэропорта в международный сектор. Распоряжением Совета Министров СССР № 26-р от 9 января 1990 года аэропорт в Южно-Сахалинске (Хомутово) был открыт для международных полётов и получил статус международного. Обладая всем необходимым для приёма и качественного обслуживания воздушных судов и авиакомпаний, предприятие очень быстро освоило это новое для себя направление.
В феврале 1990 года в Южно-Сахалинском аэропорту совершил посадку самолёт "Боинг-727" южнокорейской авиакомпании "Кориэн эйрлайнз". С 1990 по 1993 годы аэропорт Южно-Сахалинска принял более 25 международных чартерных рейсов из Южной Кореи, а также несколько чартерных рейсов на Сахалин совершили самолёты японских авиакомпаний. В существовании сахалинского международного аэропорта были заинтересованы десятки авиакомпаний. Расположение аэропорта представляло удобное место для дозаправки самолётов, следующих из Европы в Австралию, Новую Зеландию и обратно.
Также в этом месяце в 1981 году был образован Сахалинский центр цунами
Подход серии волн цунами 25 марта к Парамуширу. Фото: Леонид Котенко
Служба предупреждения о цунами в России была создана в 1958 году после катастрофического цунами на Парамушире 4 ноября 1952 года. Она находится в ведении двух ведомств: Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Геофизической службы Российской академии наук. Служба предупреждения о цунами Дальнего Востока России состоит из двух региональных подсистем (Сахалинской и Камчатской). Задачами службы являются доведения до населения и организаций области, расположенных в цунамиопасных районах, предупреждений о возможности возникновения цунами, оповещение о его отмене и изучения самого явления цунами.
В Сахалинской области службу оперативного предупреждения об опасности проявления цунами вблизи защищаемых участков побережья осуществляют: центр цунами Сахалинского УГМС и сейсмостанция "Южно-Сахалинск" Геофизической службы Российской академии наук, находящиеся в Южно-Сахалинске, а также сейсмостанция "Северо-Курильск", ответственная за объявление тревоги при близких землетрясениях, с эпицентральным расстоянием до 3000 км от города Южно-Сахалинска, а Сахалинский центр цунами — при регистрации сильных землетрясений в Тихом океане с эпицентральным расстоянием более 3000 км.
Сахалинский центр цунами имеет круглосуточное оперативное дежурство с целью своевременного предупреждения населения, проживающего вблизи побережья, об угрозе цунами. В зону его ответственности входят остров Сахалин, Курильские острова и побережье Приморского и Хабаровского краев. В режиме повышенной готовности или в процессе проведения действий по тревоге (ЧС) центр цунами осуществляет взаимосвязь с аналогичными зарубежными центрами, включенными в регламент отработки тревожных ситуаций в Тихоокеанском регионе. Создан Международный информационный центр цунами (Гонолулу, Гавайи, США). В случае объявления тревоги цунами дежурные океанологи выполняют расчет времени подхода волны цунами к защищаемым участкам побережья и конкретным населенным пунктам и оповещают об опасности цунами местные органы управления, прибрежные предприятия и население. В процессе проведения оперативных действий по тревоге цунами в адрес Сахалинского центра цунами поступает информация о текущем состоянии моря, использованием которой вырабатываются решения об активизации сил, расширения зоны действия или отмене тревоги цунами.
_____________________________________________
См.: Летопись Южно-Сахалинска, 1882—2005: история города со времени основания до наших дней. — Южно-Сахалинск, 2006. — С. 333; Ким Сан Сун. Крылатые мечты // Губерн. ведомости. — 2000. — 13янв.
http://peb.libsakh.ru