Сахалинские поисковики установили памятную табличку в месте крушения в 1959 году реактивного самолета МиГ-17 под управлением Владимира Цикина.
Весной 2022 года, спустя 5 лет после начала поисков места падения самолета в Холмском районе, поисковики нашли распадок, в котором лежали обломки истребителя МиГ-17 с заводским номером 5320, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу поискового движения России в Сахалинской области.
Старший лейтенант Владимир Цикин не вернулся на аэродром после выполнения полетного задания 21 декабря 1959 года.
В 21.26 летчик взлетел для полета в зону. Полет контролировался радиолокатором и поддерживалась радиосвязь. В 21.42 радиосвязь прекратилась. В 21.45, по данным радиолокатора, самолет развернулся в направлении аэродрома, но на аэродром не возвратился. Ведутся поиски самолетами Як-12 и Ли-2, вертолетами Ми-1 и Ми-4. В эту ночь летчик выполнял 3-й полет. В 21.40 летчик доложил, что зону занял и приступил к выполнению задания, а через 2 минуты на запрос руководителя полетов не ответил. Для лучшего поиска самолета Цикина все другие самолеты были посажены, но обнаружить его самолет радиолокатором не удалось, — было сказано в карточке летного происшествия.
В акте расследования происшествия было сказано, что при пилотаже в зоне летчик потерял высоту, и самолет столкнулся с сопкой, имеющей превышение в 700 метров. В эту ночь он выполнял свой 3-й полет на четвертом часе стартового времени в зоне без световых ориентиров и видимости естественного горизонта. Летчику было изменено задание руководителем полетов, и он, без ведома командира, был выпущен в зону вместо полета по маршруту.
Поиски, продолжавшиеся с 21 декабря 1959 года по 2 февраля 1960 года, результатов не дали. Дальнейшие поиски из-за обильных снегопадов производить было невозможно, поэтому они прекратить до стаивания снега
Обломки самолета обнаружили лишь ближе к лету и, по сведениям очевидцев, останков летчика практически не нашли. 11 мая 1960 года Владимир Цикин был исключен из списков части как не вернувшийся с полетного задания и погибший при катастрофе самолета. Также, согласно документам, останки летчика были захоронены 21 июля 1960 года на кладбище в селе Ново-Александровск.
В ходе текущего полевого выхода было исследовано место падения самолета и продолжены поиски останков летчика. При поисковых работах были обнаружены фрагменты катапультного кресла, пряжки пристяжной системы, элементы и оборудование кабины самолета, однако останки летчика пока обнаружены не были. Часть фрагментов растянута вдоль русла ручья, на расстоянии до 200 метров.
Руководитель Регионального отделения ООД "Поисковое движение России" в Сахалинской области Артем Бандура рассказал, что в ходе осмотра фрагментов самолета и самого места падения можно сделать вывод о некорректности информации, указанной в архивных документах.
По его словам, во-первых, самолет не сталкивался с сопкой, имеющей превышение 700 метров, так как самые высокие сопки в этом месте едва достигают 300 метров. Во-вторых, все фрагменты самолета лежат в русле ручья, на левом склоне которого присутствует место первоначального удара.
Возможно, самолет, потерявший управление, падал вниз с правым креном, так как правая плоскость разорвана практически полностью, а левая, наоборот, целая и лежит ниже по ходу течения ручья, очевидно, во время удара ее отбросило, так как она не имеет сильных повреждений. Реактивный двигатель также разбит на множество фрагментов и самые тяжелые его части лежат рядом с местом столкновения самолета со склоном распадка, — добавил Артем Бандура.
— Нам пришлось пройти около 9 км вдоль реки Нарьян-Мар, путь занял 5 часов в одну сторону. Местность очень пересеченная, река петляет, множество бурелома, двухметрового бамбука. Понятно, почему место падения самолета в 1959-1960 годах искали так долго. Тем не менее одна из задач выполнена. В память о Владимире Цикине, в рамках проекта "Вечный полёт" на месте падения самолета была установлена памятная табличка. К месту падения мы еще вернемся, необходимо повторно исследовать место гибели и найти останки Владимира Цикина, — поделился активист движения Иван Сторожев.
Проект "Вечный полёт" несколько лет назад получил поддержку Национального благотворительного фонда, и с 2017 года ведется масштабная работа во многих районах Сахалинской области. Поисковые экспедиции, встречи с местными жителями, запросы в архивы, установка табличек на местах катастроф: все это позволило издать первую часть книги памяти в конце 2017 года.
Напомним, эта история началась несколько лет назад, когда девушка Елена, написала на одном из форумов о летчике Владимире Цикине, который, в декабре 1959 года вылетел на самолете МиГ-17 с аэродрома в селе Ново-Александровск в ночной полет, в западном направлении и не вернулся. Тогда в рамках проекта "Вечный полёт" при поддержке Правительства Сахалинской области было обнаружено место падения истребителя Владимира Цикина.
В конце 50-х самолет МиГ-17 вылетел с аэродрома в селе Ново-Александровск в ночной полет. С тех пор о нем ничего не было известно (ФОТО)