Еще одна история защитника сахалинского неба получила свое продолжение, и поисковики намерены довести ее до логического завершения. В рамках проекта "Вечный полёт" при поддержке Правительства Сахалинской области было обнаружено место падения истребителя Владимира Цикина. По данным архива, самолет МиГ-17 вылетел с аэродрома в селе Ново-Александровск в декабре 1959 года в ночной полет и пропал, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу РО ООД "Поисковое движение России".
Это история началась несколько лет назад, когда девушка Елена, написала на одном из форумов о летчике Владимире Цикине, который, в декабре 1959 года вылетел на самолете МиГ-17 с аэродрома в селе Ново-Александровск в ночной полет, в западном направлении и не вернулся.
Владимир Цикин. Фото: пресс-служба РО ООД "Поисковое движение России" в Сахалинской области
Примерно в это же время житель села Пожарское Василий Иванович рассказал, как много лет назад в тех местах пропал военный истребитель и его очень долго искали, а нашли уже на следующий год. После этого они бегали к месту падения, где было много обломков самолета. Точное место вспомнить не мог, где-то в одной из распадков, по правую руку.
С 2017 года активисты "Поискового движения России" стали искать место падения этого самолета. Сделав запрос в архив, получили информацию о летчике Владимире Цикине и самом летном происшествии, но место падения самолета в документах указано не было.
Согласно данным, полученным из архива, летчик 564-го истребительного авиационного полка 29-й истребительной авиационной дивизии старший лейтенант Цикин Владимир Федорович не вернулся на аэродром после выполнения полетного задания 21 декабря 1959 года. Посылались группы для поиска самолета, но попытки найти его были безуспешны.
Из карточки летного происшествия:
В 21.26 летчик произвел взлет для полета в зону. Полет контролировался радиолокатором и поддерживалась радиосвязь. В 21.42 радиосвязь прекратилась. В 21.45, по данным радиолокатора, самолет развернулся в направлении аэродрома, но на аэродром не возвратился. Ведутся поиски самолетами Як-12 и Ли-2, вертолетами Ми-1 и Ми-4. В эту ночь летчик выполнял 3-й полет. В 21.40 летчик доложил, что зону занял и приступил к выполнению задания, а через 2 минуты на запрос руководителя полетов не ответил. Для лучшего поиска самолета Цикина все другие самолеты были посажены, но обнаружить его самолет радиолокатором не удалось.
Из акта расследования происшествия: "При пилотаже в зоне, летчик потерял высоту, и самолет столкнулся с сопкой, имеющей превышение 700 метров. В эту ночь летчик выполнял 3-й полет на четвертом часе стартового времени в зоне без световых ориентиров и видимости естественного горизонта. Летчику было изменено задание руководителем полетов, и он, без ведома командира, был выпущен в зону вместо полета по маршруту. Поиски, продолжавшиеся с 21 декабря 1959 года по 02 февраля 1960 года, результатов не дали. Дальнейшие поиски из-за обильных снегопадов производить невозможно. Поиски прекратить до стаивания снега. Самолет МиГ-17, заводской номер 5320, двигатель ВК-1А № ф465662".
Обломки самолета обнаружили лишь ближе к лету и по сведениям очевидцев останков летчика практически не нашли. 11 мая 1960 года Владимир Цикин был исключен из списков части как не вернувшийся с полетного задания и погибший при катастрофе самолета. Также, согласно документам останки летчика были захоронены 21 июля 1960 года на кладбище села Ново-Александровск.
И вот, спустя 5 лет после начала поисков поисковики нашли распадок, в котором лежат обломки самолета. На протяжении этого времени были изучены практически все распадки в долине реки Нарьян-Мар. Выходы были зимой, летом и осенью. И только сейчас, уехав на снегоходах очень далеко, в места, где и не предполагали что-то найти, но все же решили проверить один из распадков, в который "тянуло". Пройдя по нему около 150 метров один из участников выезда провалился под снег, в ручей. На всякий случай, провал тут же был обследован металлоискателем, который сразу издал знакомый сигнал авиационного алюминия. Достав покореженный фрагмент самолета, стало понятно — распадок найден. Исследовав русло ручья были найдены еще несколько глубоких сигналов, где под полутораметровым слоем снега лежали фрагменты самолета: левая консоль, часть фонаря кабины, фрагмент двигателя ВК-1 и стабилизатор с рулями высоты, с нанесенным номером самолета 5320, который совпал с номером из архивной справки. Место гибели Владимира Цикина было найдено.
Самые высокие сопки в районе имеют высоту чуть более 300 метров, почему в акте расследования сказано, что самолет столкнулся с сопкой, имеющей превышение 700 метров — непонятно. Фрагменты самолета же, лежат в русле ручья, где высота над уровнем моря, судя по навигатору, около 200 метров.
В летнее время, после схода снега поисковикам предстоит большая экспедиция, в задачи которой входит найти точное место удара самолета о землю, где необходимо проверить его на наличие останков летчика. А затем, там же, в память о Владимире Цикине будет установлена памятная табличка.
СПРАВКА: Летчик, старший лейтенант Цикин Владимир Фёдорович, родился 08.12.1933 года в селе Кошки Кошкинского района Куйбышевской области. Учился в средней школе №69 города Куйбышева. В 1953 году поступил в 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС, а в 1955 году поступил во Фрунзенское военное авиационное училище летчиков. После училища, получив звание лейтенанта, поступил в распоряжение 29-й воздушной армии и проходил службу в 564-м истребительном авиационном полку.
Самолет МиГ-17 изготовлен в 15 июля 1954 года, двигатель ВК-1А, изготовлен 16 июня 1954 года. В июле 1960 года 564-й ИАП и 29-я ИАД были расформированы.
В 2017 году на Новоалександровском кладбище найдено захоронение Владимира Цикина, скромный обелиск с профилем МиГа был покрашен и на нем установлена новая табличка с фотографией летчика.