Трансформация реального сектора экономики Сахалина в транспортно-логистический хаб энергетической отрасли Дальнего Востока практически неизбежна. В этом уверены участники и эксперты XXVII Дальневосточного международного энергетического форума "Нефть и газ Сахалина" (16+), который проходил в Южно-Сахалинске с 27 по 29 сентября. Логистическую конкуренцию за рынки сбыта в Китае и Индии островной регион выигрывает за счет близости к импортерам в АТР и значительных экспортных объемов, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу оргкомитета форума.
Напомним, что на форуме "Нефть и газ Сахалина" обсуждались стратегически важные для Дальнего Востока и всей России вопросы глубокой переработки углеводородов и локализации нефтесервисов на Сахалине. В панельных дискуссиях, круглых столах, дебатах и деловых встречах участвовали более 1100 представителей федеральной и региональной властей, научных и технических экспертов из девяти стран, 250 энергетических компаний и компаний нефтегазового сектора, 250 онлайн участников, 25 компаний-партнеров и участников выставки. Представлено 84 доклада.
Участники и эксперты форума сходятся во мнении, что Сахалин станет транспортно-логистическим хабом энергетической отрасли Дальнего Востока. Способствует этому:
- грядущий двузначный рост потребления продуктов нефтепереработки и нефтегазохимии в АТР к 2030 году;
- стратегически выгодное географическое положение острова;
- существующая сырьевая база;
- развитие собственной глубокой переработки, перевалки и транспортировки продуктов нефте— и газопереработки.
Мы планируем строительство завода по производству топлива. В октябре компания "Газпром" приступает к разработке обоснования инвестиций данного проекта. Считаем правильным также рассмотреть возможность создания нефтегазохимического комплекса, производств по выпуску минеральных удобрений. Потенциалом для этого могут стать ресурсы сахалинских шельфовых проектов, — отметил в своем докладе губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Совместно с Росатомом на Сахалине планируется построить завод по производству водорода. Он станет частью создаваемого Восточного водородного кластера. Произведено технико-экономическое обоснование строительства объекта, разрабатывается обоснование инвестиций. На ВЭФ-2023 (16+) компания "Русатом оверсиз" подписала с корейскими партнерами соглашение о поставках топлива.
Ввод в эксплуатацию первой очереди производства объемом 30 тысяч тонн в год запланирован к концу 2026 года. Доля российских технологий в этом проекте — до 80%. В состав кластера также войдет водородный полигон, создание которого уже началось.
Сахалин выигрывает логистическую конкуренцию за рынки сбыта в Китае и Индии у всех основных производителей из США, Ближнего Востока и Европы — таково основное сообщение на форуме начальника департамента по аналитике в нефтегазовой отрасли аналитического центра ТЭК при Минэнерго России Евгения Тыртова.
В средне— и долгосрочной перспективе в крупнейших странах-потребителях АТР ожидается двузначный рост потребления продукции нефтепереработки и нефтегазохимии, что при наличии сырья создает предпосылки для реализации глубокой переработки УВС на Сахалине, в том числе с использованием GTL. Необходимое условие увеличение экспорта в АТР — интенсивное развитие дальневосточной транспортно-логистической инфраструктуры.
— Изменение географии экспорта нефти требует ускоренного развития транспортно-логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке для насыщения азиатских рынков и снижения высоких логистических издержек доставки российской нефти из портов Северо-Запада РФ на рынки стран Южной и Юго-Восточной Азии, — отметил в своем докладе главный директор по энергетическому направлению Фонда "Институт энергетики и финансов" Алексей Громов.
Преимущества Сахалина:
- Близость к импортерам в АТР;
- Значительные экспортные объемы;
- Привлечение объемов нефти по СМП;
- Наличие собственных сортов-маркеров (Sokol).
Для эффективной реализации конкурентного преимущества Сахалина требуется увеличение поставок СПГ в АТР по традиционному маршруту вдоль Сахалина и грузооборота по Северному морскому пути с 34 млн тонн в 2022 году до 193 млн тонн в 2030 году. Для транспортировки данных объемов к 2030 году необходимо построить 50 танкеров различных типов.
— К 2030 году страны АТР будут формировать 1/3 мирового ВВП. В связи с этим, необходимо не упустить момент для дальнейшего развития грузовой базы Дальнего Востока. Развитие близлежащей к АТР портовой базы может увеличить и оптимизировать экономическое присутствие России в АТР за счет более короткого логистического плеча. Дальний Восток может получить крупные инфраструктурные проекты, способные стать тем самым драйвером, который обеспечит активизацию экономики не только Дальневосточного региона, но и всей России, — подчеркнул главный исполнительный директор ООО "Сахалинская энергия" Роман Дашков.