Суд в Мурманске приговорил и.о. замгенерального директора "АМНГР" ("Арктикморнефтегазразведка") Бориса Лихвана и бывшего и.о. главного инженера компании Леонида Бордзиловского, обвиняемых по делу о крушении буровой платформы "Кольская" в 2011 году, к 6 годам колонии-поселения, а также к лишению на три года права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, связанной с эксплуатацией морского и водного транспорта. Приговор суда в законную силу не вступил, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на Дальневосточное СУТ СК России.
Обвиняемые признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). По версии следствия, бездействие указанных должностных лиц, их пренебрежение своими служебными обязанностями привело к наступлению трагических последствий — к аварии буровой установки и гибели 53 человек.
Как установлено в ходе расследования, при перегоне буровой "Кольская" от западного шельфа Камчатки к Сахалину в начале декабря 2011 года в связи со штормовой погодой ответственным за буксировку лицом было принято решение об увеличении скорости движения буксирного каравана до пяти узлов, что превышало максимально допустимую при подобных погодных условиях. Кроме того, от биения волны в носовую опорную колонну произошла деформация наружной обшивки корпуса буровой установки, началось поступление воды в балластные танки, что привело к образованию дифферента (крена) "Кольской".
Подсудимые, самонадеянно игнорируя эту тревожную информацию, не приняли организационных мер к исправлению критичной ситуации, своевременно не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее остойчивости (способности судна противостоять внешним силам), и переходе "Кольской" в режим дрейфования. Поступившее впоследствии от названных руководителей указание о спуске колонн было запоздалым, поскольку из-за нахождения воды в танках механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным.
Леонид Бордзиловский, зная, что на "Кольскую" поступает вода и насосы не справляются с ее откачкой, запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS. Вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления буровой. При этом с того момента, как подсудимым стало известно о развитии критической ситуации на платформе, до ее полного погружения под воду прошло немало времени – более пяти часов. Также следствие полагает, что именно по прямому распоряжению Бордзиловского на борту "Кольской" находилось необоснованно большее число людей. 28 человек – вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа.
18 декабря 2011 в 12.46 СПБУ "Кольская" опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1 км.
В рамках расследования уголовного дела было проведено уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата Triton на глубине более 1 км. Допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, проведены обыски и выемки, а также проведено более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно-медицинские и ситуационные судебные экспертизы. Объем материалов уголовного дела, поступивших в суд, составил 26 томов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
В Мурманске началось оглашение приговора по делу о крушении платформы "Кольской"
Мурманский суд может вынести приговор по "Кольской" в течение месяца
Прокуратура запросила 5,5 лет колонии-поселения для обвиняемых в крушении "Кольской"