Анна Ом. Мастер-класс председателя жюри седьмого Сахалинского Международного кинофестиваля "Край света-2017" Марины Разбежкиной "Кино без страха: здесь и сейчас" состоялся в понедельник, 28 августа, в шатре Q&A. Создательница московской школы документального кино и театра рассказала сахалинцам о том, как правильно искать "подход к реальности", сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Два подхода к реальности. Документалистика не работает с очевидным
Перед тем, как начать беседу, Марина Разбежкина уточнила, что документалистика не имеет ничего общего с тем, что показывают на телевидении.
Мастер-класс Марины Разбежкиной. Фото: Анна Ом, ИА SakhalinMedia
— То, что идет по телевизору, не имеет никакого отношения к документальному кинематографу. Это вы должны понимать. Если вас интересует настоящее документальное кино, то нужно проводить исследовательскую работу, мониторить и искать настоящие фильмы, — отметила Марина Разбежкина.
Она рассказала, что независимый документалист никогда не будет снимать очевидного, в отличие от телевизионного. В пример Разбежкина привела историю со старушкой, которую она рассказывала китайским студентам.
— Чем отличаются два подхода к реальности? На улице сидит старушка. Нищенка. Это есть во всех странах, поэтому всем понятен этот пример. Напротив нее два режиссера-оператора. Оба снимают старушку, которая просит милостыню. Один оператор — наш парень (независимый документалист — прим. редакции), другой — с телевидения. Перед ними одна и та же картинка, одинаковые камеры. Мимо проходят люди, и вдруг один студент бросает старушке денежку. Оба парня фиксируют этот момент. И телевизионщик сразу побежит продавать сюжет в две программы. Одна рассказывает о социальных проблемах страны, где говорится, что государство плохо заботится о стариках. Другая программа — о прекрасной молодежи, которая выросла такой, несмотря на проблемы, которые имеются в стране.
А нашему режиссеру-оператору этой реальности недостаточно. Она для него не то, что недостоверная... Просто это всего лишь первый слой реальности, на котором настоящий документалист никогда не будет останавливаться. Документалистика не работает с очевидным. Это первое, что вы должны запомнить. Наш режиссер-оператор отправляется следом за студентом. Ему что-то непонятно в этих отношениях: случайная старушка, случайный студент, между ними случился, возможно, единственный контакт. Ему интересно, что же происходит на самом деле. Возможно, дальше ничего и не будет. Они заходят в магазин, где студент покупает топор. Затем молодой человек поднимается на чердак, где уже сидит та самая старушка. Парень, который еще недавно бросал ей копеечку, убивает ее. И все понимают, что за сюжет отсюда рождается. "Преступление и наказание" Федора Достоевского, — привела пример двух разных подходов к реальности Марина Разбежкина.
Мастер-класс Марины Разбежкиной. Фото: Анна Ом, ИА SakhalinMedia
Мы отменили великих. Искусство делается не на коленях
Очевидность, штампы — это то, что больше всего расстраивает Марину Разбежкину в современном телевидении. По ее словам, очень часто в разные учреждения идут обучаться режиссуре молодые и перспективные 20-летние ребята, а в итоге выходят люди с мышлением 80-летнего старика. Именно поэтому в школе Разбежкиной не занимаются по учебникам и не стараются подражать великим деятелям кино.
— Мы не убрали понимание большого художника, но мы отменили пиетет перед большим художником. Нет ничего более страшного, чем пиетет для начинающего молодого автора. Может быть, какой-нибудь Вася Иванов снял что-то такое, не как Феллини, не подражая ему, а что-то свое. Принес что-то абсолютно новое. Это гораздо ценнее, чем простое подражание. Никому не нужен второй Феллини. Поэтому мы великих отменили. Конечно, ребята смотрят кино, пытаются его понять, но не подражать, не пиететничать, не смотреть внизу вверх. Никакое искусство не делается на коленях. Вы не в церкви по отношению к окружающему миру. Вы на равных. Если перед вами лауреат Нобелевской премии, то вы все равно с ним на равных — не по знания, а по желанию постичь этот мир. К тому же, у вас разные уровни знаний. Вы всегда можете знать и понимать что-то такое, чего не знает лауреат Нобелевской премии, если, конечно, вы не производите просто огромное количество штампов... — рассказала Марина Разбежкина.
Хочешь быть независимым, будь независим во всем
Говоря о документалистике, Разбежкина упомянула и о том, что платят только на телевидении. Если кто-то хочет стать независимым режиссером, то придется быть независимым во всем, в том числе и от денег. Таков, по словам Разбежкиной, единственный минус настоящей документалистики, а все остальное — только плюсы.
Мастер-класс Марины Разбежкиной. Фото: Анна Ом, ИА SakhalinMedia
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: