Денис ТАУШКАНОВ. Апелляционный суд по уголовному делу о гибели БАТМ "Дальний Восток" в Южно-Сахалинске продолжился допросом важного свидетеля защиты в четверг, 19 июля. Судебной коллегии, прокурору и адвокатам старший помощник затонувшего траулера Дмитрий Томме рассказал о перегоне судна в порт города Пусан, его ремонте и наличии спасательных средств на борту, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Дмитрий Томме работал на "Дальнем Востоке" с конца сентября по декабрь 2014 года, старшим помощником он работает с 2001 года. Его стаж работы штурманом составляет 25 лет.
— Когда вы устроились на судно "Дальний Восток", где оно находилось? Через какие океаны перегоняли судно? В каком техническом состоянии оно находилось? – спросил адвокат Алексея Васина Евгений Ефимчук.
— Он был на Канарских островах, и тогда назывался "Стенлер". Я туда полетел самолетом. Перегоняли судно в порт Пусан. Мы прошли через Атлантический и Индийский океаны. Шли полным ходом, потратили 38 суток. В основном погода была хорошая. Один раз попали в шторм. Перенесли неприятности хорошо. Техническое состояние у него было хорошее, — отвечает на вопросы Дмитрий Томме.
Суд по уголовному делу гибели БАТМ "Дальний Восток". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
Также свидетель отметил, что во время ремонтных работ в Пусане все время находился на судне. В обязанности старшего помощника входит обязанность знать о траулере все. Он несет ответственность практически за все, в том числе за состояние корпуса и имущество, за исключением машинного отделения. За время работы он хорошо узнал "Дальний Восток", побывал в каждой его части.
— Какие ремонтные работы производились на судне? — спросил адвокат Ефимчук.
— Производились работы в основном в рыбном цехе. Там вырезали старое оборудование для переработки и хранения рыбы, и установили новое. Раньше он осуществлял вылов в Атлантике, возле Африки. И оборудование для переработки рыбы существенно отличается от того, которое предназначено для переработки рыбы в Охотском море, — ответил старший помощник капитана.
— На том оборудовании, которое находилось на судне в момент приобретения в Испании на Канарских островах, можно было перерабатывать рыбу, которую добывают в Охотском море?
— Нет, конечно. Оно не соответствует техническим условиям.
Кроме этого свидетель рассказал, что специалисты занимались не только установкой современного оборудования в рыбном цехе, но также были сняты шлюпки, их заменили плотами, добавили железные склады для хранения оборудования для ловли рыбы, заменили старый дизельный двигатель в машинном отделении. Все это было согласовано с регистром и сделано по чертежам.
— Постоянно приходили инспекторы, проверяли судно, — отметил Дмитрий Томме.
— Вырезались ли на судне водонепроницаемые переборки, которые отвечают за непотопляемость судна? – продолжил защитник.
— Нет, конечно.
Дмитрий Томме рассказал суду о шпигатах (отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды – прим. редакции), которые имели винтовой механизм, чтобы закрывать отверстия. Этот винтовой механизм является штатным устройством, его "не имеет смысла удалять". Он был во всех шпигатах и никто их не вырезал.
— Вырезались ли на судне во время ремонта в Корее дополнительные шпигаты в рыбном цехе? – спросил Евгений Ефимчук.
— Нет, — ответил свидетель.
— На БАТМ "Дальний Восток" есть какие-либо вырезы в борту судна кроме шпигатов, штатные?
— Штатные есть. С левого и с правого борта. Они были для технических целей.
Суд по уголовному делу гибели БАТМ "Дальний Восток". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
Также адвоката интересовало, проходила ли инвентаризация и сколько было спасательных средств на борту. Как отметил свидетель, ревизия проводилась бухгалтерами ООО "Магеллан". Также, когда компания купила судно, там были порядка 40 старых гидрокостюмов, потом в порте Пусан приобрели еще 90. В общей сложности их составило примерно 130-140 гидрокостюмов. Старые и новые плавсредства отличались цветом. Первые были оранжевые, а вторые – красные.
В итоге свидетель отметил, что судно не смогло бы выйти в море, если бы у него были нарушения или замечания.
Свидетелю показали фотографии "Дальнего Востока". Он признал, что это тот самый траулер, который находился в порту Владивосток. На снимках он не обнаружил никаких иных вырезов. Стоит отметить, что суд первой инстанции признал осужденных в том, что авария произошла из-за изменения судовладельцем конструкции судна.
Напомним, 9 апреля Сахалинский областной суд перешел к повторному разбирательству по делу о крушении БАТМ "Дальний Восток", в котором погибло 69 человек. На скамье подсудимых находятся первый заместитель генерального директора ООО "Магеллан" Алексей Васин, заместитель генерального директора по безопасности мореплавания Александр Кудрицкий, бывший капитан траулера "Дальний Восток" Анатолий Борисов, начальник отдела безопасности мореплавания, сертификации и наблюдения за рыбопромысловым флотом ФГБУ "Сахалинрыбвод" Росрыболовства Николай Харченко и государственный инспектор СВТУ Росрыболовства Александр Никодименко.
В первый день зачитали апелляционные доводы стороны защиты и осужденных, высказанные в пользу фигурантов дела, а также мнения прокурора и потерпевших — в пользу законности приговора. 16 апреля суд завершил этап прослушивания возражений сторон. Также судом было отложено рассмотрение уголовного дела о гибели траулера "Дальний Восток" на два месяца, чтобы предоставить новому адвокату Анатолия Борисова Степану Сорокину ознакомиться с материалами уголовного дела.
За время проведения судебного процесса внесено одно изменение: Александру Кудрицкому в связи с тяжелым состоянием здоровья сменили меру пресечения с заключения под стражей на подписку о не выезде.
Сейчас суд на стадии рассмотрения доказательств.