Более 8,2 миллиардов рублей может в целом стоить ведущаяся сейчас масштабная модернизация аэропорта Южно-Сахалинска, сообщил на прошедшей сегодня, 16 ноября, пресс-конференции, новый генеральный директор предприятия Никита Полонский, сообщает РИА SakhalinMedia. Из них 4,2 миллиарда (в ценах 2012 года) – это вложения в реконструкцию так называемой "плоскостной инфраструктуры": рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы и устройств, обслуживающих взлет и посадку самолетов. Остальные 3,5 -4 миллиарда могут стоить новые здания аэровокзала.
Все "плоскостные" сооружения принадлежат ФГУП "Администрация гражданских аэропортов и аэродромов".
- Государство должно иметь возможность управлять таким стратегическим активом, как аэропорт, - отметил Никита Полонский.
Никита Полонский. Автор: Дмитрий Зелинский
Основные объекты модернизации, которая началась в 2004 году – ВПП, рулежные дорожки №1 и №2, а также новая магистральная дорожка, которая замкнула объезд полосы для самолетов. С 2006 года, когда курировать реконструкцию стало ФГУП "АГАА", в нее вложили уже более 800 миллионов рублей, а в нынешнем – 283 миллиона. На эти деньги были построены вспомогательные объекты – аварийные дизельные электростанции, центральная распределительная подстанция, реконструирована подстанция, которая обеспечивает работу сигнального оборудования ВПП.
- Это то, что зарыто в землю, чего вы видеть не можете, но без чего аэропорт функционировать не может, - сказал Никита Полонский.
Самолеты отдыхают. Автор: Дмитрий Зелинский
В этот же этап реконструкции входит так называемый "первый слой" покрытия перрона. После того, как этот и "второй слой" будут закончены, рулежные дорожки, в том числе, магистральная, строительство которой идет сейчас, смогут пропускать намного больше самолетов. Уйдут в прошлое задержки воздушных судов при маневрировании после посадки и для взлета.
Когда работы первого этапа закончат, реконструкция коснется самой ВПП: сейчас на ней по проекту выполнены 500 метров с севера и 700 на юге полосы.
- Средняя часть была построена еще в 1985 году. Она находится хотя и в пригодном для эксплуатации состоянии, но довольно потрепанном. Ее ширина – 45 метров, а воздушным судам типа "Боинг-747", которые периодически "просятся" в наш аэропорт, нужна полоса шириной минимум в 60 метров. Проектом модернизации такое расширение предусмотрено, плюс полоса будет ровнее, и в средней части ее усилят, - сказал Никита Полонский.
Слева - новое здание диспетчерского пункта. Автор: Дмитрий Зелинский
На юге аэропорта заканчивается строительство здания контрольно-диспетчерского пункта. Сейчас специалисты, обеспечивающие полеты, ютятся в здании 1962 года постройки и помещениях в здании аэровокзала. Скоро все они будут работать в одном пункте, башня которого возвышается над летным полем.
Кстати, с модернизацией оборудования на летном поле был связан забавный инцидент, о котором журналистам рассказали представители аэропорта. После того, как были смонтированы огромные мачты освещения в разных концах территории, пилоты самолетов, разворачивающихся к посадке в районе Анивы, стали жаловаться на то, что в темноте мощные фонари их слепят. Пришлось повернуть лампы к земле.
Мачта освещения. Автор: Дмитрий Зелинский
Также в аэропорту, напомним, построено новое здание аварийно-спасательной станции, которое позволило расширить число принимаемых самолетов.
В 2013 году в модернизацию вложат 684 миллиона рублей. После этой, самой серьезной за последние два года, суммы, будет завершен первый этап, а в 2014 году начнется реконструкция ВПП. После передачи имущества ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" в областную собственность, которая, напомним, проходит в настоящее время, из регионального бюджета планируют вложить в его развитие сумму, примерно равную остатку общей стоимости модернизации. Нетрудно посчитать, что это порядка 2,4 миллиарда рублей.
Оборудование для наблюдения за погодой. Автор: Дмитрий Зелинский
Таким образом, если финансовые вложения не сократят, к концу 2014 года аэропорт может закончить модернизацию "плоскостной инфраструктуры".
Другая, не менее глобальная часть проекта обновления аэропорта – строительство нового аэровокзального комплекса. Вместе с новыми рулежными дорожками и современной ВПП он позволит аэропорту выйти на проектные 1,5 миллиона пассажиров в год к 2019 году. Сейчас, напомним, воздушные ворота области обслуживают до 700 тысяч человек в год, и это число каждый год растет на 5-10%.
Существующий был сдан в эксплуатацию в 1964 году и все эти годы реконструировался: к нему пристроили международный сектор, двухэтажный накопитель, провели серьезный ремонт всех помещений.
Ангар для обслуживания самолетов Dash, принадлежащих "САТ". Автор: Дмитрий Зелинский
В 2010 году, рассказывает Никита Полонский, все связанные с аэропортом службы пришли к выводу, что обеспечить должный уровень обслуживания пассажиров в нынешнем здании не удастся и надо строить новый.
В декабре 2010 года аэропорт за свой счет сделал эскизный проект реконструкции. С учетом прогнозного роста пассажирских и грузовых перевозок, он предусматривает строительство двух зданий: международного на 250 пассажиров час и "федерального", на 500 пассажиров в час. Здания будут модульного типа, что позволит их объединять в одно целое. Если в 2019 году пассажиров станет больше 1,5 миллионов, могут построить и третье здание, которое расширит емкость внутрироссийского сектора до 1000 человек в час.
После того, как имущество аэропорта передадут в областную собственность, уже наметившиеся инвесторы готовы вложить в строительство нового аэровокзального комплекса. По оценкам института "Дальаэропроект", в ценах 2010 года, терминалы могут стоить 3,5-4 миллиарда рублей. Кроме них, проект предусматривает возможность строительства гостиницы, автостоянки, нового грузового терминала и расширения международного сектора.