Редакция SakhalinMedia предлагает обзор самых запомнившихся судебных процессов 2015 года. В подборке — три уголовных дела. Одно из которых закончилось пожизненным сроком для виновного, второе — амнистией осужденных. Судебное рассмотрение третьего еще продолжается, хотя и не на Сахалине, как планировалось. Кроме того, стоит напомнить об одном нашумевшем процессе с религиозной подоплекой и о странном споре двух нефтегазовых гигантов, начавшемся в Сахалинском арбитражном суде.
1. "Сахалинский стрелок" Степан Комаров
Судебный процесс над сотрудником частного охранного агентства, расстрелявшим 9 февраля 2014 года прихожан в Воскресенском соборе Южно-Сахалинска, начался в областном суде 27 января и продолжался до конца марта. Степан Комаров, напомним, убил двух человек, нескольких прихожан ранил и повредил имущество храма. Обвинение в судебном процессе поддерживал прокурор Евгений Жнакин, приехавший из Хабаровска, где расследовалось это громкое уголовное дело. Назвав Комарова страдающим "комплексом неудачника", прокурор вместе с тем подчеркнул, что и в момент совершения убийства, и позднее, во время следствия и в ходе судебного заседания, он был полностью вменяем, сознавал общественную опасность своих действий и в состоянии нести за них ответственность. Адвокат настаивал на невменяемости подсудимого, а сам Комаров в судебном процессе не участвовал — не реагировал на вопросы и делал вид, что ничего не слышит. Приговор, 24 года колонии строгого режима, который вынес ему судья Александр Горовко, Комаров тоже выслушал сидя и встал лишь, когда судья выходил из зала заседаний.
Степан Комаров. Фото: Петр Цырендоржиев, ИА SakhalinMedia
Как и следовало ожидать, приговор был обжалован дальневосточной прокуратурой. В итоге, 18 июня Верховный Суд РФ назначил Комарову пожизненное лишение свободы. Приговор "сахалинскому стрелку" вступил в законную силу.
2. Дело о прослушке
Процесс, о котором рассказывается ниже, нельзя назвать "громким" в полном смысле этого слова — он был закрытым. Однако и события, которые ему предшествовали, и фигуранты были неординарными. Закончилось же дело "о прослушке" на удивление тихо.
В последние дни 2015 года в Сахалинском областном суде завершилось рассмотрение уголовного дела бывшего начальника УМВД по Сахалинской области Владислава Белоцерковского и еще четверых высокопоставленных сотрудников областной полиции. Все пятеро были признаны виновными в превышении своих должностных полномочий при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров. Действия каждого из них квалифицированы по части 1 статьи 286 УК РФ. Белоцерковский осужден за два преступления, предусмотренных указанной нормой уголовного закона.
Оценив фактические обстоятельства дела, наличие у подсудимых смягчающих наказание обстоятельств и отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, приняв во внимание, что совершенные сотрудниками полиции преступления относятся к категории средней тяжести, суд приговорил Белоцерковского, Тена, Магдалинского, Романчука и Яца к лишению свободы условно и, на основании пунктов 4 и 12 Постановления Государственной Думы Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", освободил осужденных от назначенного наказания со снятием судимости.
Напомним, 11 марта 2014 года начальник УМВД России по Сахалинской области Владислав Белоцерковский был задержан по подозрению в превышении должностных полномочий. Его заподозрили в незаконной прослушке телефонных разговоров представителей Следкома РФ и ФСБ, негласно приехавших на Сахалин расследовать преступления. Сахалинскую полицию Владислав Белоцерковский возглавлял с июня 2010 года.
3. Коран в суде
5 ноября апелляционная коллегия по гражданских делам Сахалинского областного суда пересмотрела решение городского суда Южно-Сахалинска о признании экстремистской брошюры, изданной одной из российских мусульманских организаций. Брошюру нашли при обыске в офисе сахалинской мусульманской общины, и городская прокуратура усмотрела в книжке с цитатами из Корана признаки разжигания межрелигиозной розни. Судья городского суда поддержала прокурора — и началось... На гребне скандала, напомним, глава Чечни назвал южно-сахалинскую судью шайтаном. Городская прокуратура после этого опротестовала решение горсуда, и дело переместилось в судебную коллегию Сахалинского областного суда.
На заседании 5 ноября постулаты ислама отстаивал личный посланник Кадырова. Прокурор просила о дополнительной экспертизе, но напрасно. Трое судей отменили приговор городского суда, дав свою оценку произведению мусульманского автора:
"Русскоязычная часть текста не вызывает затруднений в толковании. Целевая установка автора – раскрытие великой значимости и пользы мольбы (дуа) к Аллаху, пропаганда своего вероучения и агитация к привлечению новых приверженцев. Для реализации данной установки в тексте обосновывается единство божества и необходимость мольбы к Аллаху, высказывается критика многобожия с целью отказа от иных вероучений.
Последним обусловлена конфликтогенность книги "Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе". Однако цель негативных оценок других вероучений заключена в распространении своей веры, привлечении в Ислам новых приверженцев, что характерно для большинства текстов религиозного содержания.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в спорном тексте книги отсутствуют высказывания побудительного характера к насильственным действиям против лиц определенной национальности, расы, религии или иной социальной группы или оправдывающие экстремистскую деятельность. Напротив, данное издание пропагандирует сдержанность, терпимость и недопустимость межконфессиональной вражды.
В апелляционном определении судебная коллегия указала, что приведенные комментарии к аятам Корана, как не имеющие целевой направленности на возбуждение розни, побуждение к насильственным действиям, унижение человека путем пропаганды его неполноценности, признаков, характеризующих экстремистскую речевую деятельность, не содержат".
4. Роснефть против Газпрома
Две крупнейшие российские компании, Газпром и Роснефть, весь 2015 год продолжали спорить из-за транссахалинского трубопровода, по которому нефть и газ с шельфовых месторождений проекта "Сахалин-2" транспортируются на юг — в комплекс Пригородное, откуда танкерами отправляются на экспорт. Газ предварительно сжижается на пока единственном в России заводе СПГ. Некоторое время назад участники консорциума "Сахалин-1", в который входят компании Exxon и Роснефть заявили о планах строительства второго сахалинского завода СПГ. Для него выбрали площадку в Томаринском районе, на западном побережье острова, и участники консорциума попросили у оператора проекта "Сахалин-2" доступ к трубопроводу — это значительно бы удешевило проект.
Трубопровод. Фото: Сахалин Энерджи
Газпром, оператор проекта, отказал — что и стало предметом долгого судебного разбирательства. Началось все с решения Сахалинского арбитражного суда, не поддержавшего требование Роснефти на том основании, что компания не представила убедительных доказательств намерений построить свой завод СПГ на Сахалине. И действительно, никакого завода Роснефть не строит и если и планирует, то не на острове. Более того, тех мощностей трубопровода, которые нефтяной гигант, похоже, все-таки отсудил, для планируемого завода недостаточно. Тем не менее, спор о "трубе", начавшийся в Арбитражном суде Сахалинской области, прошел все положенные инстанции — от Владивостока и Хабаровска до Москвы.
5. Дело платформы "Кольская" чуть было не утопили в Поронайске
В марте 2015 года было завершено расследование уголовного дела о крушении в Охотском море самоподъемной плавучей буровой установки "Кольская". Напомним, трагедия, которая произошла 18 декабря 2012 года, унесла жизни 53 членов экипажа. Уголовное дело расследовалось в Хабаровске — Дальневосточным следственным управлением на транспорте — и было передано для рассмотрения в Поронайск. Этот город на востоке Сахалина — самая близкая географическая точка к месту гибели платформы — около 200 км. Никаких других причин для рассмотрения дела в Поронайске нет — все родственники погибших во время крушения сахалинцев живут в областном центре, в 300 км к югу. Обвиняемые, свидетели, а также большая часть потерпевших и родственников погибших живут в Мурманске. Там же находится и офис владельца платформы.
Платформа. Фото: ДВСУ на транспорте
На передаче дела в Мурманск настаивали родственники жертв крушения, и Сахалинский областной суд 7 апреля передал дело о гибели платформы "Кольская" в Верховный суд РФ для решения вопроса о его территориальной подсудности. В итоге дело передали в Первомайский суд Мурманска, где сейчас и продолжается судебный процесс. На судебной скамье — двое руководителей ОАО "Арктикморнефтегазразведка".