Столица Сахалинской области продолжает претерпевать качественные изменения и трансформацию. Звучат десятки идей и предложений, направленных на модернизацию, оптимизацию или полную перестройку тех или иных элементов городской среды. Ожидаемо, что чем масштабнее и ощутимее эти нововведения, тем громче будут голоса несогласных. Примером одного из последних таких предлагаемых к реализации новшеств стал план введения на дорогах Южно-Сахалинска выделенных полос для общественного транспорта. Для того чтобы найти общий язык с населением и выслушать их мнения по данному вопросу в Сахалинской областной библиотеке 7 апреля состоялось заседание общественного совета, на который пригласили всех желающих. Заседание также посетил корр. ИА SakhalinMedia.
Напомним, в середине марта мэрия Южно-Сахалинска анонсировала, что первые выделенные полосы для общественного транспорта могут быть оборудованы на проспекте Победы, а также улицах Сахалинской и Ленина. Мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин особо подчеркивает, что какие-либо решения или действия, затрагивающие интересы большого количества жителей, не будут приниматься без широкого обсуждения и одобрения горожанами.
Стоит отметить, что обсудить "выделенку" собралось, ожидаемо, много людей, так что в помещении было, что называется, не протолкнуться. Кто-то пришел дабы сформировать своё мнение, а кто-то уже имел чёткие убеждения и был готов вступать в многочасовые дискуссии. Тем не менее, первое слово было за руководителем АНО "Наш город" Василием Вишневским. Урбанист представил собравшимся наглядную презентацию с пояснительными комментариями о том, как проходил сбор данных для формирования плана введения допполос, а также поделился источниками вдохновения и демонстрацией предварительных вариантов нововведения.
Так, одной из ключевых причин введения полос были названы дорожные заторы. По мнению авторов идеи, выделенные полосы для общественного транспорта позволит решить эту нервирующую южносахалинцев проблему за счет вывода автобусов из общего потока, благодаря чему общая скорость автопотока увеличится. В свою очередь это позволит усилить роль городского транспорта в общественной жизни. При этом Василий Вишневский акцентировал внимание собравшихся на том, что речи о полной "пересадке" населения на автобусы не идёт.
— У нас не стоит задача пересадить всех на общественный транспорт. Мы работаем над обеспечением баланса в выборе для людей: собственный транспорт, общественный или велосипед, — утверждает урбанист.
Василий Вишневский. Фото: Владислав Беляцкий, ИА SakhalinMedia
По его словам, одним из остростоящих вопросов на пути повышения привлекательности общественного транспорта в областной столице является недостаток автобусных остановок. Это "краеугольный камень" из которого вытекает сразу ряд других проблем.
— Когда человек хочет поехать в центр города, к какому-либо учреждению, зданию или другому объекту, он порой просто не знает "на какой остановке мне выйти", ведь остановки могут быть очень далеко от его пункта назначения. Это снижает привлекательность общественного транспорта и заставляет жителей раз за разом обращаться к мэру или губернатору с просьбой ввести новый маршрут. В конечном итоге это привело к более чем 40 маршрутам, которые на 50% дублируют друг друга. В свою очередь такое положение дел негативно сказывается как на скорости и удобстве передвижения пассажиров, так и на доходной части самих транспортных компаний, — обрисовал проблему Василий Вишневский, добавив, что в сопоставимых по размерам и населению с Южно-Сахалинском городах функционирующих маршрутов в разы меньше.
В ходе презентации также вспомнили опыт соседей с материка. На Дальнем Востоке уже существует практика выделенных полос для общественного транспорта, в частности в Хабаровске. Внедрение аналогичного проекта сейчас обсуждается и во Владивостоке. Однако из-за слишком короткого срока с момента реализации инициативы говорить об оценке эффективности пока рано.
В первую очередь ввести "выделенки" в Южно-Сахалинске планируется на улицах Ленина (на отрезке от Пуркаева до Емельянова) и Горького (от Компроспекта до проспекта Победы). Введение допполос будет происходить не за счёт расширения дорог, а посредством "отдачи" одной из полос под общественный транспорт. Также появятся стоп-линии, способствующие формированию шлюзовой системы организации движения, которая позволит автобусам получить приоритет при выезде с остановки. Таким образом, по мнению урбаниста, общественный транспорт будет пересекать перекрёстки быстрее основного потока и не задерживать владельцев личного транспорта.
Что касается цены вопроса, то, по заверению Вишневского, больших дополнительных затрат на обустройство выделенных полос для автобусов не потребуется. По его словам, стоп-линия и светофор на улице Ленина обойдутся городскому бюджету приблизительно в 100 тысяч рублей.
Заслушав доклад урбаниста, общественники стали высказывать своё мнение, которое в большей своей массе было скорее негативным. Один из жителей отметил, что предложенная система не только не поспособствует избавлению от пробок на дорогах, но и скорее наоборот увеличит их количество.
Ещё один обеспокоенный горожанин пожаловался на "бесконечное количество экспериментов, которые далеко не всегда приводят к желаемому результату", однако чёткое видение решения проблемы предложить так и не смог.
Высказался и Валерий Мозолевский, который предложил вернуться к вопросу о создании платных парковок в центре города, запрос на которые уже поступал специалистам городской администрации.
В общем потоке критики в адрес Василия Вишневского и его проекта прозвучал и более одобрительный комментарий.
— Я житель города и 2 года назад отказалась от личного транспорта. Хочу сказать, что полностью согласна, что если ты пешеход, то добраться до важных городских объектов крайне проблематично, в особенности это касается людей старшего поколения, — сказала член городского общественного совета Елена Реутская. В дополнении к сказанному она уточнила, смогут ли такси использовать "выделенку", на что последовал отрицательный ответ с обоснованием "пробки из такси приведут к возникновению новых проблем".
По завершении встречи, возможно, кто-то смог изменить своё отношение к вопросу, а кто-то так и остался при своём мнении. Тем не менее, подобные механизмы взаимодействия с населением помогают специалистам получать отклик от жителей и совместными усилиями приходить к компромиссу, который безусловно понадобится в этом вечном противостоянии интересов автомобилистов и пешеходов.