Для экономики Сахалинской области 2023 год стал временем новых возможностей. Санкции со стороны недружественных стран, введенные, чтобы "напугать" бизнес и застопорить работу ведущих сахалинских предприятий, наоборот, послужили толчком к налаживанию партнерских отношений с разными мировыми державами и открытию наиболее перспективных для региона направлений развития.
В этом году, преодолевая испытания, выстоять и нарастить добычу сырья смог не только нефтегазовый сектор, положительные изменения коснулись строительной, агропромышленной и медицинской сфер. Какой вектор развития бизнеса выбрала Сахалинская область в уходящем году, и почему развернулась на Восток, расскажет корр. ИА SakhalinMedia.
ПОПЫТКИ НАВРЕДИТЬ
В попытках подорвать российскую экономику Европа, США и Япония решили "ударить" и по бизнес-сектору Сахалинской области. В один из пакетов санкций попало ОАО "Сахалинское морское пароходство" (SASCO) и все его суда. Причем Белый дом утверждал, что судоходная компания оказывала незаконную логистическую поддержку российским энергетическим проектам будущего.
В декабре 2022 года страны G7, ЕС и Австралия ввели потолок цен на поставляемую морем российскую нефть на уровне $60 за баррель. Однако Евросоюз решил поиграть в доброго парня и ввел некоторые исключения, а также сделал поблажку Японии и продлил для нее до конца марта 2024 года исключения в покупке сахалинской нефти.
К слову о Японии — энергобезопасность страны вынудила японское правительство остаться в сахалинских проектах. На проект "Сахалин-2" приходится почти 9% потребления Японией сжиженного природного газа — этот объем практически целиком идет на выработку электроэнергии, обеспечивая 3% ее генерации в стране. Поэтому Япония захотела и дальше пытаться усидеть на двух стульях разом, намереваясь продолжать участие в нефтегазовых проектах на Сахалине.
Ввязалась в экономические распри в надежде откусить кусок пожирнее и Украина, которая потребовала от Shell передачу полученных с проекта "Сахалин-2" $1,2 млрд. Украинские власти начали требовать компенсацию, якобы, за убытки, причиненные стране в результате СВО.
После введения в отношении России санкций Сахалинская область потеряла ряд партнеров, а с некоторыми странами-партнерами отношения стали напряженными, хоть и поставки региональной продукции продолжались. Однако есть и те страны, которые не собираются уходить с российского рынка, а как следствие и прерывать торговые отношения с Сахалином, даже могут выкупить доли иностранного бизнеса.
Такой, например, является Южная Корея, которая рассматривает превращение выкупленных долей японских энергетических компаний на Сахалине в предприятия, производящие зеленую энергию. Сегодня такое сотрудничество выглядит вполне перспективным особенно с тем расчетом, что Сахалинская область стала первым в России регионом, в котором запустили проект по достижению углеродной нейтральности.
ПАКОСТЬ НЕ УДАЛАСЬ
Экономика Сахалинской области продолжает развиваться с каждым годом только сильнее, затормозить ее развитие не сумел даже уход зарубежных компаний с сахалинских нефтегазовых проектов. В областные проекты продолжают заходить как российские инвесторы, так и бизнес-компании из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Нефтегазовая отрасль в регионе является драйвером развития экономики и имеет значительный потенциал за счет реализации проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Сахалин-3".
"Сахалин-1"
Работа по "Сахалину-1" началась на полгода позже. Сначала практически прекратили добычу нефти, а затем и добычу газа. Из-за этого бюджет потерял около 50 млрд рублей — а это больше половины, поскольку бюджет на две трети состоит из нефтегазовых налогов. Однако добыча углеводородов на нефтегазовом проекте в первом квартале 2023 года выросла в 1,8 раза. При этом вынужденный простой после ухода американской компании ExxonMobil с позиции оператора проекта "негативно сказался на технических условиях разработки месторождений".
Индийская ONGC Videsh ранее заявляла, что не видит проблем с использованием дивидендов от проекта "Сахалин-1" и может инвестировать их внутри РФ. Компания владеет долей 20% в "Сахалине-1" и намерена добывать нефть в рамках своей доли в проекте. Кроме того, российская нефтяная компания "Роснефть" и Indian Oil Company заключили соглашение об увеличении поставок нефти в Индию и диверсификации ее сортов.
"Сахалин-2"
Что касается "Сахалина-2", то работа по проекту вышла на новые рельсы, план по добыче перевыполняется на 15%, несмотря на уход иностранных компаний. При этом сейчас строится технопарк, в котором размещаются резиденты, — это будет новая промышленная зона с современными технологиями. После ухода иностранных компаний на проекте была достигнута добыча до 11,6 млн тонн в год.
Евросоюз в рамках 12-го пакета санкций против России освободил от соблюдения механизма потолка цен нефтегазовый проект "Сахалин-2", отсрочка будет действовать до 28 июня 2024 года. Освобождение продлено для обеспечения потребностей энергетической безопасности Японии.
При всем этом на проекте "Сахалин-2" начнут использовать отечественное технологическое оборудование. Его серийное производство начато в городе Чайковском в Пермском крае компанией "Альянсспецмаш".
"Сахалин-3"
В свою очередь, проект "Сахалин-3" на Южно-Киринском месторождении, запуск которого намечен на 2025 год, позволит добывать газ до 10 млрд кубометров. Интересно, что начать поставлять газ проекта "Сахалин-3" в Китай планируют не позднее 2027 года.
ВЕКТОР ИНТЕРЕСОВ СМЕСТИЛСЯ
Не секрет, что богатый природно-ресурсный потенциал Сахалинской области и ее географическая близость к странам АТР обусловили специализацию экономики региона на экспорте нефти, СПГ, рыбы и морепродуктов. Однако это не единственные товары, которые регион отправляет на экспорт — уголь, машиностроительная продукция, лесопродукция. При этом за последний год география экспорта Сахалинской области претерпела изменения.
В начале 2022 года Сахалинская область в основном ориентировалась на страны дальнего зарубежья — Италия, Канада, Нигерия, Нидерланды, азиатские страны — Китай, Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Япония, а также страны СНГ — Азербайджан и Казахстан. В этом же году регион преимущественно сотрудничал с Индией, Белоруссией и Узбекистаном. К примеру, Сахалин и Индия совместно хотят выпускать лекарства, медицинские расходники и легкое оборудование. А вот в Белоруссию островной регион в основном поставляет рыбу, взамен получая белорусские продукты и автобусную технику.
РАЗВОРОТ НА ВОСТОК
Сегодня одним из основных партнеров Сахалина является Китай, что, пожалуй, не удивительно с учетом того, что поворот России на Восток стал глобальной стратегией экономики. И если намерения сахалинского бизнеса ясны — выход на более крупные площадки и сотрудничество с одной из самых развитых в мире страной, то что же вызывает интерес у китайской стороны?
Все просто: деловые круги Китая привлекает выгодное географическое положение островного региона на перекрестке мировых морских и воздушных маршрутов. Китай также хочет включиться в работу нефтегазового комплекса Сахалинской области, инвестировать в проект в западной части Сахалина и помочь модернизировать морской порт в Александровске-Сахалинском.
Китай, надо сказать, заинтересован не только в нефтегазовой отрасли Сахалина. Бизнес КНР намеревается развивать в регионе промышленность, например, сборку дронов и производство снегоуборочной техники, а также создать предприятие по сервисному обслуживанию самолетов.
Тематическое фото. Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
К слову, многие эксперты сходятся во мнении, что Сахалин станет транспортно-логистическим хабом энергетической отрасли Дальнего Востока. И способствует этому несколько факторов, например, стратегически выгодное географическое положение, наличие сырьевой базы, развитие глубокой переработки и транспортировки нефти и газа. Кстати, нарастить мощности в этом направлении помогут новые заводы по производству топлива и водорода. И если говорить о логистике, то здесь Сахалин способен выиграть конкуренцию за рынки сбыта в Китае и Индии у всех основных производителей из США, Ближнего Востока и Европы.
И еще немного о нефтегазовом кластере: в сентябре 2023 года добыча сахалинской нефти росла после завершения планового ремонта на одном из шельфовых проектов. При этом одна из азиатских стран продлила разрешение на поставку сахалинских углеводородов до середины 2024 года.
ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ
Не будем говорить много хвалебных слов о развитии островного бизнеса и поддержке предпринимателей, но все же пару вещей отметить стоит. Во-первых, в 2023 году Сахалинская область поднялась аж на 4 строчку в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, обогнав многие регионы России. Сложно спорить с тем, что это хороший показатель с учетом того, что в 2018 году регион был среди аутсайдеров, занимая 43 место. Подробно рассказывать о создании центра "Мой бизнес" и платформы "Бизнес.Сахалин.Онлайн" (18+) в данном контексте смысла особого нет, ведь они и так на слуху у каждого.
Во-вторых, Сахалин одним из первых в РФ создал онлайн-платформу по сбору обращений предпринимателей. Кстати, она работает уже 4 года и вроде бы без особых нареканий.
В-третьих, одна из российских компаний намерена в будущем выжигать специальным лазером нефтяные разливы у берегов Сахалина. И все же это тоже инновационная разработка, которая поможет в улучшении экологической обстановки региона.
НЕ ТОЛЬКО НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛЬЮ ЕДИНЫ
Всем давно известно, что экономика региона практически полностью зависит от нефтегазовых проектов. Однако лишь на них свет клином не сошелся. В развитие экономики вносят вклад агропромышленный и рыбопромышленный комплексы, а также сфера туризма. Например, на островах уже запустили свиноводческий комплекс "Мерси Агро Сахалин" на 62 тысячи голов.
В сфере туризма активно развивается индустрия гостеприимства благодаря проектам резидентов ТОР "Горный воздух" — отель "Юность", гостиничный комплекс "Парадиз Резот Отель" с водно-оздоровительным центром, домики апарт-отеля "Санарайз Хил" и ресторанный комплекс "601" на верхней площадке "Горного воздуха". В Томаринском районе резидент ТОР "Южная" запустил рыбоперерабатывающий завод, в Углегорском районе резидент СП-Углегорск открыл производство хлебобулочных изделий, а в Корсаковском районе резидент СП-Корсаков — завод по производству одноразовых медицинских изделий.
В 2024 году в Южно-Сахалинске начнут строить КАМАЗ-Центр, в котором можно будет получить комплекс услуг по приобретению, обслуживанию и ремонту большегрузной техники. База будет расположена на первой линии объездной дороги, которая возводится в пригороде областного центра.
Сегодня новости о научных разработках вылетают из каждого утюга, и Сахалин, собственно, не стал исключением. Наука совсем не скромно залетела на бизнес-огонек, предлагая экологические проекты. Одним из таких стала инициатива снижать углеродный след с помощью морских водно-болотных угодий. Сахалинские ученые доказали, что водно-болотные угодья являются перспективной экосистемой. Сахалинская область стала первой в таких исследованиях, поэтому появилось желание продвигать климатические проекты региона не только в России, но и на международном уровне.
И раз уж заговорили об экологической направленности, то напомним и о создании на Сахалине нового промышленного кластера по переработке углеводородов. Вместе с "Газпромом" будут создавать завод по производству топлива, а в непосредственной близости от него — мощности по выпуску минеральных и азотных удобрений, средств защиты растений полного цикла, кормового белка. Эти производства будут связаны с глубоководным портом, а также с нефтяным, угольным, газоконденсатным и бункеровочным терминалами.
Интересно, что госкорпорация "Росатом" в 2025 году планирует построить завод по производству голубого водорода мощностью 30 тысяч тонн с последующим увеличением производства до 100 тысяч тонн. Завод станет центром создаваемого водородного кластера.
А ведь инвестиции вкладываются не только в Сахалин, но и в Курилы, на которых хотят построить несколько электростанций с крупным электросетевым холдингом. ПАО "Россети" планирует возвести на Кунашире газодизельную электростанцию мощностью 16 МВт и ветроэлектростанцию на 5 МВт, а на острове Шикотан — газодизельную электростанцию на 24 МВт и ветроэлектростанцию на 6 МВт. На Итурупе компания реконструирует действующие дизельные электростанции, чтобы обеспечить использование газового и дизельного топлива, а также построить геотермальную электростанцию.
Но и это не все, чем может похвастаться бизнес-сфера в 2023 году. Все мы неоднократно слышали о всестороннем развитии Дальнего Востока, этому вопросу особое внимание уделяют на самом верху, на федеральном уровне. И вот в мае представители российских министерств и ведомств, деловых союзов и руководители крупного бизнеса России и Китая рассмотрели возможности и риски создания международной территории опережающего развития (МТОР) — нового преференциального режима на Дальнем Востоке, в который соответственно войдет и Сахалинская область. Предполагается, что в рамках разворота российской экономики на Восток международный ТОР улучшит партнерские бизнес-отношения с Китаем.
ТАКАЯ ДАЛЕКАЯ И ТУМАННАЯ МЕЧТА
Проект строительства моста, который соединит Сахалин с материковой частью России, обсуждается уже многие годы. Мост стал для сахалинцев далекой мечтой, которой, по всей видимости, не суждено исполнится в ближайшее десятилетие. Еще в июле 2018 года президент РФ Владимир Путин поручал Правительству проработать вопрос о возможном строительстве железнодорожного транспортного перехода с материка на Сахалин в варианте моста или тоннеля. Однако проект, хоть он и "не снят с повестки", пока реализовывать не спешат по причине экономической необоснованности.
Обсуждений на эту тему было множество, и, кажется, все уже позабыли об этом проекте. Но под конец 2023 года губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев решил вновь всколыхнуть болото, предложив рассмотреть строительство моста или тоннеля, соединяющего Хабаровский край и Сахалинскую область, как концессию. Глава дальневосточного региона уверен, что железнодорожное сообщение с Сахалином может стать закономерным продолжением проекта расширения провозных мощностей РЖД на востоке. Причем, на его взгляд, в строительстве такого моста или тоннеля заинтересованы оба региона: одному проект даст допуск портов к сети железных дорог, другому — развитие единой железнодорожной инфраструктуры.
Надо сказать, что в 2020 году губернатор Валерий Лимаренко обсуждал проект моста между Сахалином и материком с "Главгосэкспертизой". На тот момент проект предварительно оценивался в 576 млрд рублей без НДС. 226 млрд из них — мостовой переход с подходами, а 350 млрд — железнодорожная линия. Годом позже вице-премьер РФ — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев говорил, что для строительства моста на Сахалин правительству РФ необходимо предоставить обоснования Владимиру Путину, а министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, утверждал, что тезис о мосте как "дорога в никуда" является ошибочным. И все же сегодня остается лишь гадать, найдут ли для этого проекта необходимые деньги и дадут ли ему в конечном итоге зеленый свет.