Историческое краеведение — это область знаний, которая изучает историю конкретной местности, региона или города. Она включает в себя исследование различных аспектов прошлого, таких как политическая история, экономика, культура, повседневная жизнь людей и многое другое. Учебники по историческому краеведению являются важным инструментом в обучении школьников и студентов, поскольку они помогают им лучше понимать прошлое своего родного места, развивать чувство патриотизма и гордости за свой край. Проблемы и перспективы создания учебных пособий по историческому краеведению обсудили историки, археологи, работники музеев, а также педагоги на Сахалинском краеведческом форуме (16+), сообщает ИА SakhalinMedia.
Несмотря на свою значимость, учебники по историческому краеведению часто сталкиваются с рядом проблем. Одной из главных трудностей является недостаточная интеграция местных исторических данных в общеобразовательные программы. Часто учебники ограничиваются стандартными материалами, которые охватывают только общие аспекты истории страны без учета специфических особенностей конкретных регионов. Это приводит к тому, что учащиеся получают недостаточно информации о своем родном крае, что может негативно сказаться на их восприятии местной истории и культуры.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования города Хабаровск Ольга Стрелова подчеркнула важность комплексного подхода к изучению истории родного края. По ее мнению, необходимо рассматривать историю субъекта в контексте общего развития Дальневосточного округа.
— Школьникам следует знать, что формирование Хабаровского края в 1938 году стало результатом длительных процессов, происходивших на всей территории Дальнего Востока, — отметила Ольга Стрелова. — История родного края может быть изучена через разные предметы: краеведение, история России и всеобщая история. Знание того, что происходило на данной территории на протяжении десятилетий вплоть до наших дней, поможет учащимся сформировать целостное представление о своем крае.
На Сахалинском краеведческом форуме обсудили вопросы создания учебников по краеведению. ИА SakhalinMedia
Так называемая "Концепция региона" может рассматриваться на разных уровнях: от локального района или области до крупных федеральных субъектов, межрегиональных объединений и даже международных регионов. Например, в контексте школьного образования чаще всего используется второй уровень — субъект Российской Федерации. Однако, для более широкого понимания, регион может включать и более крупные объединения, такие как Дальний Восток России, Восточная Сибирь или Южный Урал, а также международные регионы, например, Азиатско-Тихоокеанский регион.
Ольга Стрелов также подчеркивает важность обновления учебных материалов по историческому краеведению, поскольку многие из них устарели и не соответствуют современным стандартам образования. Устаревшие учебники могут быть скучными и непонятными для учащихся, что снижает их мотивацию к изучению предмета.
В старых учебниках преобладал подход к передаче знаний, при котором информация предоставлялась в монотонной форме, не стимулируя учеников к самостоятельному поиску знаний. Современные учебные пособия, напротив, используют интерактивные задания, которые позволяют учащимся самостоятельно добывать знания. В таких учебниках становится больше иллюстраций, чем научного текста, что делает материал более доступным и привлекательным для школьников.
Задания в новых учебных пособиях часто имеют метапредметный характер, что позволяет не только передать знания об определенных исторических событиях, но и развить навыки критического мышления и коммуникации.
Участники круглого стола обсудили не только проблемы устаревших учебных пособий и недостаточной субъектности в их создании, но и возможные пути их решения. Один из предложенных путей — активное привлечение местных историков и краеведов к процессу разработки учебников. Командная работа специалистов позволит сделать материалы более живыми и интересными, учитывая особенности каждого региона.
Кроме того, участие педагогов в создании учебников поможет адаптировать содержание под возрастные особенности школьников. Так сотрудники Института развития образования Сахалинской области вместе с историками и педагогами работают над созданием пособий в трех направлениях:
- создание учебного пособия исторического краеведения Сахалинской области для учащихся 6-7 и 8-9 классов;
- создание рабочих тетрадей для начальных классов по краеведению;
- разработка учебника по истории Сахалинской области для обучающихся 5-7 классов.
— Сахалинская область одна из первых вошла в пилотный проект о разработке уже теперь государственного учебника истории Сахалинской области для 5-7 классов. Чтобы успешно справиться с этой сложной задачей, мы обратились за помощью к одному из ключевых партнеров, который специализируется на методической и организационной поддержке подобных проектов. Целью было создание учебника, соответствующего государственным стандартам, который впоследствии мог бы стать официальным учебным пособием для учащихся 5,6 и 7 классов, — рассказал кандидат экономических наук, ректор ГАОУ ДПО "Институт развития образования Сахалинской области" город Южно-Сахалинск Андрей Химиченко.
На Сахалинском краеведческом форуме обсудили вопросы создания учебников по краеведению. ИА SakhalinMedia
Он также отметил, что для обсуждения проекта и обмена мнениями была организована встреча в рамках ЮСОФ (18+), где присутствовал редактор издательства "Просвещение", авторы учебника и педагоги. По словам Андрея Химченко, обсуждения прошли продуктивно, удалось снять напряжение по поводу сложности поставленной задачи и позволило наметить дальнейшие шаги по созданию учебника.
С этого учебного года в школах Сахалина появилось новое учебное пособие для первоклассников — "Сахалинская азбука". Это красочное и детализированное издание, в котором изучение алфавита связано с ключевыми объектами островного региона. Авторы пособия не собираются останавливаться на достигнутом и уже работают над созданием справочника по краеведению для учеников 2-4 классов. Цель этого издания — помочь детям глубже понять территориальные особенности своего района. Планируется, что в оформлении книги наряду с профессиональными иллюстрациями будут использованы рисунки детей, отобранные по результатам творческого конкурса.
— Важно, чтобы дети начинали изучать историю своего региона уже в начальной школе, — подчеркнул специалист. — Знание своего края играет важную роль в формировании личности и патриотическом воспитании.
После выступлений спикеров среди слушателей развернулась оживленная дискуссия о возможностях повышения интереса детей к истории родного края. Одним из обсуждаемых направлений стало использование современных технологий в обучении. Виртуальные экскурсии, онлайн-курсы и интерактивные материалы могут значительно усилить интерес учащихся к предмету и сделать процесс изучения истории более увлекательным.
Также обсуждалось развитие сотрудничества между школами и местными музеями, архивами и другими культурными учреждениями. Такое взаимодействие позволяет интегрировать образовательный процесс с реальной жизнью, делая его более насыщенным и осмысленным.
— Таким образом, несмотря на существующие проблемы, есть надежда на улучшение качества учебников по историческому краеведению. Важно продолжать работу над созданием интересных и информативных материалов, которые будут способствовать глубокому пониманию истории и развитию чувства патриотизма у молодого поколения, — подытожила модератор круглого стола, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук (Владивосток) Оксана Федирко.