Николай Бармин: Главная задача СахГУ — работать на развитие области

Исполняющий обязанности ректора Сахалинского государственного университета рассказал ИА SakhalinMedia о планах стимуляции учреждения
Николай Бармин. Фото: пресс-служба СахГУ

С недавних пор в главном высшем учебном заведении области руководящую должность занял Николай Бармин. Приехав к нам остров о активно вникает в существующие проблемы и намечает курс на дальнейшее развитие университета. О том, какими инструментами будут решать проблемы и что ждет СахГУ в будущем и.о. ректора рассказал корр. ИА SakhalinMedia.

— Николай Юрьевич, вы для нас человек новый и поэтому очень хотелось бы как можно больше узнать о вас. Откуда вы, и с какими намерениями приехали?

— С разведывательными, конечно (смеется). Меня назначили исполняющим обязанности ректора Сахалинского государственного университета. Я доктор социологических наук, кандидат экономических наук, доцент. Мой послужной список достаточно краткий, но, тем не менее, я работал семь лет директором школы, порядка девяти лет отработал директором департамента образования и науки администрации Нижегородской области, и в то же время два года занимал должность с расширенными полномочиями заместителя губернатора. Позже я на протяжении семи лет работал заместителем генерального директора ипотечного отделения Сбербанка. Далее 13 лет провел в должности ректора Нижегородского института развития образования.

"Работать в сахалинский университет ректором я приехал по приглашению новой команды Сахалинского правительства, после согласования с Министерством науки и высшего образования РФ. На сегодняшний день СахГУ находится в непростом состоянии. Мне поставили задачу – университет должен пройти фазу стабилизации и перейти в фазу развития, с учетом текущей стратегии областного правительства. Университет должен стать площадкой подготовки кадров для новых проектов развития Сахалина. Он должен наращивать свой потенциал с точки зрения развития инновационного пространства региона, а также эффективно выполнять социокультурную функцию", — добавил Николай Бармин.

— Какие проблемы в СахГУ вы уже успели заметить?

— Ну, о проблемах университета я знаю еще с февраля, поскольку приезжал сюда на две недели. Меня приглашал врио губернатора проанализировать состояние университета и выработать дальнейшее направление его развития. Завершив работу, я был приглашен представителем правительства области в период, когда проходила стратегическая сессия по развитию Сахалинской области. Во всех оценочных суждениях её участников образование представлялось как приоритетное направление в развитии территории.

— И все-таки если о проблемах. Каким из них необходимо уделить первостепенное внимание?

— Круг проблем очень широкий. Во-первых, это ресурсообеспечение. Во-вторых, финансовое обеспечение, которое находится в довольно сложном состоянии. Материально-учебная база требует значительных вкладов и усилий для того, чтобы прийти к уровню современного университета. Кроме того, существуют значительные кадровые проблемы. Наиболее остро стоит вопрос в приоритетных профилях для развития Сахалина — нефть и газ, морепродукция. Система организации образовательно-исследовательского процесса по этим направлениям недостаточно развита. Главная задача университета — работать на развитие территории Сахалинской области.

— Как может быть решена проблема с кадрами?

— Важно не забывать об огромных возможностях для сотрудничества с университетами Азиатского-Тихоокеанского региона. Я всего одну недели работаю, но уже провел много встреч по обсуждению проектов, имеющих интерес для наших партнеров в Японии, Южной Корее и Китае. Недавно прошла одна из таких встреч, результатом которой стала договоренность с японским университетом Тиба. Мы проведем обмен студентами и взаимно "подтянем" преподавательский состав. Для современного университета сотрудничество с учебными заведениями других стран – очень большое преимущество. Однако, все это требует организационной работы и инфраструктуры. Это одна из задач и проблем, о которых мы говорим в нашем университете.

— Если перейти к частным проблемам университета, то сегодня особого внимания заслуживает вопрос неудовлетворительного состояния его общежитий. Были ли вы в них лично?

—Я вам даже больше скажу, я живу в общежитии.

— И каково ваше впечатление?

— Все требует достаточно большого количества инвестиций и хозяйского отношения. Я скажу так: Когда солдат хорошо воюет? Когда у него хороший тыл. Так вот, студент будет хорошо учиться и отдавать себя исследовательской деятельности полностью, когда у него будет хороший тыл.

Николай Бармин

Николай Бармин. Фото: пресс-служба СахГУ

— При должном финансировании возможна ли реформация этих общежитий? Или же есть в планах более глобальные идеи, например, создание кампуса?

— Естественно, Федерация строить нам новый кампус не будет. Это будет возможно благодаря правительству Сахалинской области. Хорошая инфраструктура для образования и исследовательской деятельности – очень привлекательная и показательная тема для Сахалина, и поэтому в плане правительства это есть. Исполняющий обязанности губернатора несколько раз уже об этом публично говорил. Планируется строительство нового кампуса для университета причем рядом с инновационной структурой, которая будет создаваться для того, чтобы студенты в процессе обучения интегрировались и занимались какими-то технологическими вещами, практикой, проектами по своим направлениям. Это тоже очень важный и значимый тренд для современного университетского образования.

— Как будет решаться проблема с состоянием общежитий сегодня?

— Наша задача минимум на сегодня – это поиск средств для того, чтобы привести в соответствие студенческие общежития и, по крайней мере, устранить те причины, на которые жалуются студенты. Действительно, таких проблем сегодня много, поскольку средства в материально-техническую базу университета не вкладывались достаточно долго.

— Вы уже упомянули о необходимости поиска новых специалистов, привлечении их из других регионов. Как вы оцениваете нынешний преподавательский состав?

— Вы знаете, как в любом университете. Есть достаточно продвинутые, хорошо обеспеченные направления, а есть направления, которые действительно нуждаются в наполнении новыми кадрами. И вот, кстати говоря, тут нужно вернуться к общежитиям. Одна из стратегических целей развития университета – строительство или переоборудование одного из общежитий под гостиницу, где мы сможем создать условия для привлечения преподавателей из других университетов. Планируется привлекать сюда на контрактной основе преподавателей не только из университетов по международному сотрудничеству, но и из наших российских – тех преподавателей, которые могли бы повысить качество преподавания, содержания в нашем университете. Есть, например, направление нефтегаз, значимое для экономики региона. И здесь все не так благополучно с кадрами. Поэтому их нужно привлекать.

— Для того, чтобы что-то сделать хорошо, необходимо должное финансирование. Как будет решен этот вопрос?

— Есть идея работать с нашим учредителем, чтобы все-таки финансирование осуществлялось по тем, нормативам, где у нас есть проблемы. Есть идеи для оптимизации внутренней деятельности университета по расходам. Кроме того, есть идеи и направления по зарабатыванию средств, по сотрудничеству и взаимодействию с правительством региона, с региональным бюджетом. То есть спектр таких направлений достаточно широкий. Каждое из них требует движения. Как у нас говорят в России: "Копейка рубль бережет". Поэтому небольшие ручейки будут стекаться для того, чтобы решать проблемы финансовые проблемы университета.

— Если акцентировать внимание на абитуриентах. Скажите, планируется ли изменения в стратегии по их привлечению к поступлению в университет?

— Шесть дней как я работаю здесь, и только занимаюсь тем, что убеждаю общественность Сахалина через различные СМИ, что высшее образование лучше получать рядом с домом. Почему? Потому что есть проблемы адаптации на рынке труда. Студенты, имеющие хорошие баллы ЕГЭ, которые поступают в университеты в других городах, часто попадают в ситуации, когда они устраиваются работать не по профессии, потому что на рынке труда не так все просто.

Высшее образование – сегодня не проблема. Проблема состоит в том, чтобы на его основе, получить работу и опыт, и понять, чего хочешь. Ты правильно выбрал работу, ты правильно выбрал путь? Не секрет же, что многие студенты идут поступать в высшие учебные заведения, потому что есть студенческая тусовка и там весело. Вопрос возникает в следующем: насколько ты склонен, способен к этой деятельности, профессии, которую ты выбрал. А когда человек становится эффективным на рынке труда? Тогда, когда его способности совпадают с видом деятельности. Это очень важный момент.

— Что может помочь заинтересовать абитуриентов выбрать для поступления именно наш университет?

— Сейчас мы разрабатываем программу для молодежи, которая проживает на территориях, граничащих с Сахалинской областью, и мы говорим о том, что Сахалин — это прекрасное место. На острове много замечательных, природных акваторий, хорошая инфраструктура, театры и многое другое. И поэтому мы разрабатываем такую программу: "Открывая университет – открываешь Сахалин". Я думаю, что у молодых людей всегда есть такой элемент экзотики и мы считаем, что тут они смогут найти пространство для самореализации. Не только в обучении, это тоже очень важно.

— От вас звучит достаточно много позитивных мыслей по поводу развития университета. Но, как известно, без труда же ничего не бывает. Скажите, к чему в ближайшее время стоит готовиться сотрудникам университета?

— К работе. Мы будем все много работать. И как вы знаете, благо создается… Вы "Капитал" Маркса не читали?

— Конечно.

— И я читал, поскольку экономикой занимался достаточно долгое время. Так вот, благо создается за счет прибавочного продукта, за счет прибавочного труда. Вот, насколько хорошо, по-новому, творчески мы будем трудиться, настолько и будет возрастать благосостояние сотрудников, и будет улучшаться состояние самого университета. А еще Адам Смит сказал: "Каждый народ живет так, насколько ответственно и творчески он трудится". Поэтому, прежде всего, мы будем трудиться.

"У нас довольно много проблем. Нам нужно совершенствовать содержание и технологии. Мы хотели бы создать цифровой университет, который бы расширил и сделал процесс более открытым и мобильным. Ведь в то же время он повысил бы и ответственность студентов, обучающихся здесь. Мы бы хотели создать пространство для предпринимательской активности студентов. И не просто пространство, а место, где они могли бы получить поддержку, собственно, что и есть в современных, передовых университетах" — отметил Николай Бармин.

— Как отразится совершенствование университета на развитии Сахалинской области?

— Я ознакомился с возможностями университета. Он может достаточно много предложить области и городу. Например, обсерватория, может позволить наблюдать за космическими объектами и звездным небом. Помимо этого, есть есть лаборатория дистанционного зондирования Земли. Она сейчас следит за ледовой обстановкой, но может и следить и за пожарами, браконьерами, несанкционированными свалками. То есть вся эта информация может помочь сегодня в управлении всем хозяйством области и города. Кроме того, университет может проводить исследования в области экологии, социологические исследования, психолого-педагогические сопровождения жизни общества и другой широкий спектр работ.

— Будут ли в этом задействованы студенты?

— Все это будем включать в образовательный процесс в том числе, чтобы они проводились не просто кем-то, а в них участвовали студенты и магистранты. В рамках обучения и разработки своих проектов студенты и магистры могут внести вклад в научную основу изменений, которые могут проводиться на территории Сахалинской области.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia