Режим порто-франко, согласно внесенным изменениям в закон "О свободном порте Владивосток", вводится в Хабаровском крае, Сахалинской области, Камчатском крае, Чукотском автономном округе и Приморском крае. К свободному порту Владивосток отнесена территория Корсаковского городского округа, включая территорию и акваторию морского порта. Соответствующий закон вступил в силу 4 июля 2016 года, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Дальневосточный регион активно развивается. На всех уровнях власти осознается необходимость ускорить развитие регионов и огромную роль в этом могут сыграть морские порты. Долгое время, после разрушительных девяностых портовая система находилась в упадке. Требовались огромные инвестиции, которые многочисленные владельцы портов вкладывать не спешили. Но сегодня неожиданное распространение получил режим свободного порта Владивосток. Первый опыт в части внедрения этого режима получил сам порт Владивостока в октябре 2015 года.
Летом этого года были внесены изменения в федеральный закон и статус свободного порта был распространён еще на пять территорий Дальнего Востока.
На территориях, где действует режим свободного порта Владивосток, вводятся меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. Так создаются более благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, создание и развитие производств, основанных на новых технологиях, туризм, а также для повышения качества жизни населения.
Как уже отмечалось, на Сахалинскую область также распространилось действие данного закона и теперь режим свободного порта действует на территории Корсаковского района. Для резидентов свободного порта устанавливаются следующие ключевые преференции:
— льготное налогообложение (распространяется на налог на прибыль, налог на имущество, тарифы страховых взносов, ускоренная процедура возмещения НДС, а также на землю в течение первых пяти лет налоги нулевые);
— свободная таможенная зона, которая позволяет без пошлин и налогов ввозить и вывозить продукцию;
— снижение административной нагрузки со стороны контрольных органов власти.
При этом допускается осуществление любой не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что распространение режима Свободного порта имеет мощный мультипликативный эффект для различных сопутствующих отраслей хозяйства всего региона.
— Корсаковский свободный порт — это особый экономический режим, предлагающий инвесторам особые условия налогообложения. То есть, вложив 5 млн рублей в инвестиции, инвесторы на территории Корсаковского района смогут в течение пяти лет иметь определенные льготы. Свободный порт в Корсакове повышает инвестиционную привлекательность всей Сахалинской области. Реализация задуманного приведет к появлению новых рабочих мест и увеличению деловой активности, — отметил финансовый директор Корсаковского морского торгового порта Сергей Смирнов.
В региональном правительстве рассказали, что на сегодня, в том числе за счет распространения режима свободного порта на Корсаковский городской округ, уже рассматривается возможность реализации двух "якорных" проектов в рыбопереработке и туристической отрасли.
Первый проект – это строительство грузопассажирского терминала.
Проект предполагает строительство международного морского пассажирского вокзала, удлинение на 300 метров причала для приема круизных и паромных судов с пропускной способностью до 160 тысяч пассажиров в год, а также дноуглубительные работы.
Стоимость проекта — 1,9 млрд рублей, а реализовать задуманное планируется за 2016 и 2017 годы. При этом на объекте будет создано до 50 рабочих мест, не считая смежных производств. Следует отметить, что строительство такого терминала резко увеличит пассажиропоток. Что, в свою очередь, даст толчок развитию туристической отрасли на Сахалине.
Второй, более масштабный проект: "Создание Корсаковского рыбного логистическо-перерабатывающего центра". Концепция проекта предусматривает комплексное использование территории порта для приема, переработки и хранения рыбопродукции, тарного производства, производства и ремонта снастей и оборудования, применяемых для добычи рыбопродукции. Также предполагается оказание полного комплекса сервисных судовых услуг.
Помимо этого, предусмотрено создание контейнерного терминала и предоставление услуг логистики. Составной частью проекта может стать создание мощностей по судоремонту, а также судостроение на основе модульной сборки судов средне— и малотоннажных.
Предварительная стоимость всего проекта составит два млрд рублей. Реализовать проект планируется в период с 2016 до 2020 года. В правительстве надеются, что данный проект создаст около 1000 новых рабочих мест.
Следует отметить, что это только начальный этап развития инфраструктуры порта. На текущий момент возможность реализации инвестиционных проектов на территории свободного порта обсуждается с компаниями: "Сервисдок", "Южный терминал", "Гидрострой" и "Корсаковский морской торговый порт".
Развитие порта в Корсакове и крупных инвестиционных проектов имеет хорошую перспективу. К тому же есть положительный пример Владивостока: земельные участки предоставляются без торгов, по кадастровой стоимости. Время контрольных проверок сильно сокращено. Кроме того, работает режим свободной таможенной зоны — на ввоз и вывоз товаров и многое другое. Как уже отмечалось, все эти правила распространяются только на резидентов свободного порта Владивосток.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2015 года № 1123 утверждены критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток:
— регистрация на территории Свободного порта;
— новый инвестиционный проект
— виды деятельности, не относящиеся к запрещенным;
— объем капитальных вложений от 5 миллионов рублей в срок за 3 года.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, намеревающиеся приобрести статус резидента свободного порта Владивосток на территории Корсаковского городского округа, и отвечающие установленным требованиям к резидентам свободного порта Владивосток, подают в управляющую компанию АО "Корпорация развития Дальнего Востока" заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности с приложением пакета документов, установленных статьёй 11 Федерального закона № 212-ФЗ.
Заявки подаются по адресу: 690034, г. Владивосток, Океанский проспект 17, и рассматриваются в течение 15 дней. Обратиться за консультацией можно на сайте www.erdc.ru или по телефону горячей линии 8-800-707-55-58. В случае принятия решения о присвоении статуса резидента Свободного порта Владивосток управляющая компания уведомляет об этом заявителя, и далее заключает соглашение об осуществлении деятельности.
Глава администрации Корсаковского городского округа
Сегодня мы попадаем в уникальную ситуацию, когда появляется возможность привлечь громадные инвестиции в районе. Здесь можно провести сравнение с Владивостоком и мы весьма заинтересованы в том, чтобы режим свободного порта начинал работать как можно быстрее. По предварительным устным переговорам, уже имеются пять потенциальных инвесторов с приличным объемом инвестиций. Если мы говорим о порте, то есть организация, которая готова развивать добычу торфа и через порт реализовывать его за границу объемом поставок практически 225 тысяч тонн.
Благодаря режиму свободного порта мы сможем развивать на территории дополнительные производства. То есть вложенные инвестиции обеспечат людей работой, а для Корсакова - это очень важный аспект. Чем больше людей будет трудиться в районе, тем больший импульс это придаст городу и району. К тому же у нас 18 населенных пунктов и большая часть из них непосредственно выходит к морю. Взять, к примеру, Озерск или Новиково. Мы надеемся оживить жизнь в этих удаленных населенных пунктах.
Сегодня есть проблемы с транспортным сообщением, качеством дорог, коммунальной инфраструктурой, необходимостью строить жилье на территории Корсакова и сел. Соответственно от возможности привлечения инвестиций за счет режима свободного порта для решения наших локальных задач все только выиграют.
К тому же на территориях где есть режим свободного порта не действуют ограничения по импортозамещению, а также имеются существенные налоговые и таможенные преференции, поэтому я рассчитываю, что мы сможем совершить прорыв в области приобретения специализированной техники и других направлениях.