Теплоход "Поларис", получивший в мае 2015 года свидетельство класса Российского морского регистра сроком на пять лет, дважды в неделю осуществляет грузопассажирские рейсы между сахалинским портом Корсаков и Курильскими островами по-летнему расписания. Несмотря на то, что сахалинские скептики по-прежнему считают покупку этого судна 1968 года постройки неоправданной роскошью, то на Курилах не считают его бесполезным приобретением.
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Геннадий Котликов рассказал агентству об эксплуатации "Полариса", который изначально был построен в Дании в качестве пакет-бота для осуществления круизных рейсов к берегам Гренландии, но был выкуплен СССР для Мурманского морского пароходства для работы в арктических морях.
"Polaris". Автор фото: Петр Цырендоржиев, SakhalinMedia
- Если у оппонентов есть сведения о том, что где-то в России продается грузопассажирское судно такого ледового класса, которое способно швартоваться в мелководных бухтах у причалов, построенных по федеральной целевой программе социально-экономического развития Курильских островов, то пусть нам сообщат. Скажу лишь то, что за последние четверть века в нашей стране не построено ни одного морского пассажирского теплохода. Вообще, судостроение было в "загоне" и только сейчас вновь становится с колен на ноги, причем в основном за счет оборонных заказов. Когда мы искали судно, которое имеет подруливающие устройства, позволяющие обойтись при швартовке без помощи буксира, то почти единственным и лучшим предложением и был лот Мурманского морского пароходства. Другие теплоходы были паромного класса (Ro-Ro) и при приобретении такого судна, то на Курилах пришлось бы вернуться вновь к рейдовой разгрузке-погрузке с помощью плашкоутов. Тот, кто не добирался на плашкоуте до судна, вставшего на рейде порта и не поднимавшийся на его борт по шторм-трапу, вряд ли поймет почему была острая необходимость приобретения именно такого небольшого теплохода.
"Поларис" у причала.. Автор фото: Петр Цырендоржиев, SakhalinMedia
- А за рубежом разве нельзя было приобрести судно такого класса, но более "молодое"?
- Сейчас такого рода теплоходы выпускаются ограниченно – все перешли на производство судов более высокого класса и пассажировместимости. Нам предлагали купить теплоходы на Кипре, но они не ледового класса и работы по их переоборудованию, по подгонке под требования Российского морского регистра, могли существенно превысить сумму, затраченную на "Поларис". А этот теплоход, способный принять на борт 76 пассажиров и 15 грузовых контейнеров, пришел на Сахалин под российским флагом через Северный морской путь и после смены собственника сразу вышел на линию Корсаков – Курилы. Более того, на момент покупки он имел действующее свидетельство класса, выданное на пять лет в 2010 году Российским морским регистром, и после перегона на Сахалин проходил лишь обязательные освидетельствования, которые проводятся раз в год для всех пассажирских судов страны. При дальнейшей правильной эксплуатации и соответствующем обслуживании и ремонте, теплоход "Поларис" может верно служить еще многие годы, соответствуя современным требованиям законодательства в части безопасности мореплавания.
Также заместитель министра рассказал, что по опросам тех, кто воспользовался возможностью совершить поездку на "Поларисе", привлекательной чертой судна является то, что оно исполнено в круизном варианте: уютные каюты, бар и ресторан, библиотека. Некоторые курильчане специально покупают билеты именно на него, чтобы с комфортом добраться до пункта назначения. Тем более, что цены на билеты значительно ниже, чем на самолет.
Бар "Полариса". Автор фото: Петр Цырендоржиев, SakhalinMedia
Помимо этого, морскую пассажирскую линию между Сахалином и Курильскими островами включили в областную систему мониторинга за движением общественного транспорта. Движение теплоходов "Игорь Фархутдинов" и "Поларис" теперь можно отслеживать любому пользователю глобальной сети Интернет по ссылке http//bus65.ru/. У берегов Сахалина и курильских островов Итуруп, Кунашир и Шикотан мониторинг осуществляется с помощью мобильных систем связи, а в открытом море слежение происходит с помощью космической спутниковой навигации.