В апреле 1906 года решением Совета министров России каторга и ссылка на Сахалине были отменены. Главной проблемой дальнейшего развития острова было заселение его русской (северной) части. При этом упор по-прежнему делался на сельскохозяйственную колонизацию, сообщает ИА SakhalinMedia.
В апреле 1907 года при рассмотрении этого вопроса в Совете министров было отмечено, что данные, имеющиеся о Сахалине, "делают возможности ныне же прийти к какому-либо определенному заключению о степени пригодности этого острова к земледельческой культуре". Только 13 марта 1908 года император Николай II утвердил положение Совета министров об открытии Сахалина для свободного заселения.
В целом переселение на остров шло медленно. Для этого имелись объективные причины: суровый климат, сложности доставки переселенцев, отсутствие дорог, портов и как следствие — нехватка рабочих рук в промышленности и невозможность сбывать свою продукцию в сельском хозяйстве. Но были и причины субъективного характера — слово "Сахалин" в России без малого полвека считалось синонимом "ада на земле". Наследие каторги мешало заселению и развитию экономики. С 1906 по 1908 гг. население острова увеличилось лишь на 359 человек и составляло около 8 тысяч жителей. Правительству не удалось организовать массовое свободное заселение Северного Сахалина. Более чем скромно к 1917 году выглядели и показатели экономического развития Сахалинской области.
Также в этот день
В 1947 году в Южно-Сахалинске был организован 38-й авиатранспортный отряд
Грузопассажирский самолёт Ли-2 на техническом обслуживании в аэропорту "Южно-Сахалинск" (Большая Елань). Фото: airportus.ru
Руководителем южно-сахалинского авиатранспортного отряда Дальневосточного управления Государственного Воздушного Флота стал М. И. Приходовский, опытный летчик, всю жизнь отдавший развитию авиации на Сахалине. 38-й авиаотряд обслуживал полеты из Южно-Сахалинска, Александровска, а также выполнял все санзадания. В начале 50-х годов с появлением самолета "ИЛ-14" стали совершаться регулярные рейсы в Хабаровск, Шахтерск, Зональное, на Курильские острова. В 1964 году с вводом в строй нового аэродрома в Южно-Сахалинске, в областную столицу стали регулярно летать самолеты "АН-10" и "ИЛ-18", которые за 14 — 15 часов доставляли пассажиров в Москву.
Тематическое фото. Аэропорт Южно-Сахалинска, 1970 год. Фото: airportus.ru
С 1970 года на воздушные трассы Сахалина вышел самолет с газотурбинными двигателями "Ан-24", а "Ил-14" стал использоваться главным образом для нужд народного хозяйства. Последующие годы стали новой вехой в развитии авиации. В 1986 году вступила в строй новая взлетно-посадочная полоса. Скоростной лайнер "Ту-154" сократил время перелета в Москву до 7-9 часов. 14 февраля 1987 года был совершен первый беспосадочный рейс самолета "Ил-62" по маршруту Москва — Южно-Сахалинск.
В этот день
В 1995 году в структуре администрации города Южно-Сахалинска был создан отдел по работе с населением
Администрация города Южно-Сахалинска. Фото: yuzhno-sakh.ru
__________________________________________
См.: История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия. — Южно-Сахалинск, 2008; Земля на которой живем. — Южно-Сахалинск, 2007.
См.: Аксененко Н. Твоя история город… / Н. Аксененко // Южно-Сахалинск. — 2002; Кузин А. Южно-Сахалинск: с вершины века / А. Кузин. — Южно-Сахалинск, 1996; Павленков В. Главная воздушная гавань: Южно-Сахалинскому авиапредприятию — 40 лет / В. Павленко // Совет. Сахалин. — 1987.
См.: Летопись Южно-Сахалинска, 1882–2005: история города со времени основания до наших дней / авт.-сост. А. Т. Кузин. — Южно-Сахалинск, 2006.