Официальные структуры областного и федерального подчинения не могут до сих пор точно сказать, сколько дизельного топлива разлилось с борта севшего на мель у берегов Итурупа танкера "Каракумнефть", сообщает SakhalinMedia. О том, какой ущерб нефтепродуктами 2 недели назад был нанесен флоре и фауне прибрежной полосы Курильского залива, до сих пор открыто заявляли только местные жители через интернет.
Пятна соляра на воде. Автор: Оксана Вяткина
По словам Оксаны Вяткиной, например, только на участке побережья длиной в несколько сот метров возле горячих источников, "ванночек", где она работает, после аварии танкера выбросило несколько тысяч морских ежей, сотни маленьких осьминогов, множество рыбы и трепанга. На побережье слетелись сотни чаек, ворон и орланов, они кормятся погибшими морскими животными.
Погибший осьминог. Автор: Оксана Вяткина
Начальник Курильского отдела СКТУ Росрыболовства Николай Тихенко сообщил SakhalinMedia, что похожую картину они наблюдали на многих участках залива: "На берегу у устья реки Курилка и сейчас лежит около тысячи морских ежей, я видел их сегодня утром, когда обходил побережье. От населения после аварии "Каракумнефти" поступали сигналы о гибели рыбы и морских животных, о пятнах нефтепродуктов. Мы их оперативно отрабатывали, сейчас информацию мы обобщаем в рамках расследуемого административного дела. Можно сказать уже сейчас, что ущерб нанесен серьезный", - сказал Николай Тихенко.
Пробы воды из акватории в эти дни должны были взять сотрудники отдела Роспотребнадзора по Курильскому району, их отправят для анализа в Южно-Сахалинск. Местные жители уверены, что время для исследования воды в заливе безвозвратно потеряно – все нефтепродукты давно выбросило на берег штормами, они впитались в песок, снег и ледяную шугу. Анализ погибших морских обитателей, сохраненных местными жителями, проведут ученые СахНИРО – их приезд на Итуруп для забора проб ожидают в понедельник, 5 марта.
Танкер на мели. Автор: Дмитрий Зелинский
До сих пор непонятно, сколько же точно дизельного топлива вылилось через пробоины "Каракумнефти". Представители сводного отряда ликвидаторов последствий аварии говорят, что 360 кубометров вылиться просто не могло, имел место локальный выброс. Тем временем, еще до прибытия спасателей, глава местного пожарного отряда, начальник портпункта "Китовый" и капитан танкера провели осмотр судна и составили акт, в котором говорится: "произведены замеры топливных танков с помощью замерной линейки и специальной пасты. Замеры показали: произошла утечка нефтепродуктов в объеме 350 кубометров".
В управлении Росприроднадзора по Сахалинской области сейчас тоже ведется расследование административного дела по факту разлива топлива с "Каракумнефти". Как сообщил SakhalinMedia начальник отдела морского надзора ведомства Дмитрий Вариченко, на место аварии их сотрудники не выезжали: "Мы ведем сбор и анализ информации в Южно-Сахалинске. По официальной информации от МЧС, разлива нефтепродуктов на берегу протяженностью в 15 километров нет. Мы сопоставляем данные, сколько было топлива на борту танкера, сколько перекачали, сколько его разлилось. После расследования дела будет принято решение о дальнейших действиях", - говорит Дмитрий Вариченко.
Кстати, Росприроднадзор не занимается оценкой ущерба животному миру. О том, как пострадала флора и фауна Курильского залива, заключение должны будут дать СКТУ Росрыболовства и СахНИРО.
В областном министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды SakhalinMedia заявили, что ситуацию контролируют, но вмешиваться в нее – не их компетенция.
Тем временем, согласно "Аварийному плану ликвидации аварийных разливов нефти", работающему в Курильском районе, действия муниципалитета в случае экологических катастроф ограничиваются территорией острова. Ответственность местных властей не распространяется на прибрежную зону и пограничные морские воды. Работы по ликвидации муниципалитет организует сам и за свой счет, если происходит разлив нефтепродуктов на суше. Для работы с разливами на море у района нет сил и средств, а также аттестованных аварийно-спасательных формирований.