С введением на территории Сахалинской области новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и перевода сбытовой функции от ПАО "Сахалинэнерго" к ПАО "ДЭК" с жителей области накопилось достаточно много вопросов. Даже не смотря, на активное распространение информации в местных СМИ, часть людей до сих пор не до конца понимают, как все это будет функционировать и какие есть особенности у данных нововведений. Ответить на накопившиеся ответы и разъяснить сложившуюся обстановку для населения решил директор ОП "Энергосбыт" ПАО "Сахалинэнерго" Игорь Бондарев.
— В сахалинских СМИ была озвучена информация о передаче с 2019 года сбытовых функций от ПАО "Сахалинэнерго" к ПАО "ДЭК". В связи с этим у многих сахалинцев возникают вопросы: с какой целью проводится этот эксперимент и почему площадкой для него выбран Сахалин?
— Наш регион не является площадкой для какого-то пилотного проекта. Планомерная работа, которая уже не первый год по решению РусГидро ведется во всех субъектах Дальнего Востока, подразумевает консолидацию сбытовых активов энергохолдинга на базе АО "Энергосбытовая компания РусГидро". Масштабный проект уже реализован в Приморском крае, Амурской области, Еврейской автономной области, на завершающих стадиях его внедрение — в Якутии и Сахалинской области. Перераспределение функционала позволит уменьшить затраты на осуществление сбытовой деятельности на территории Сахалинской области, повысить уровень реализации поставленной энергии и снизить дебиторскую задолженность потребителей, а также значительно улучшить качество обслуживания клиентов.
— С точки зрения плюсов для сбытовой компании картина проясняется. А что ждать потребителям? Как изменится качество услуг и их стоимость?
— Начнем со стоимости. "Дальневосточная энергетическая компания", которая с 1 января 2019 года по агентскому договору осуществляет функции по сбыту электроэнергии в ряде сахалинских муниципальных образований, будет работать в пределах сбытовой надбавки, установленной ранее для Сахалинэнерго. Поэтому приход компании в наш регион повлиять на рост или снижение тарифа не может. А вот на повышение качества услуг и расширения их перечня – однозначно повлияет, так как ДЭК вкладывает немалые средства в технологии и обладает большим спектром возможностей для того, чтобы поднять качество обслуживания на принципиально новый для сахалинцев уровень.
— Уже есть примерное представление, в каком направлении будет меняться сервис?
— Есть, и уже не представление, а вполне конкретные, воплощенные в реальность проекты. Одним из направлений по улучшению качества обслуживания потребителей является создание Единых расчетно-информационных центров, в которых клиент компании может получить целый комплекс услуг в режиме "одного окна". Опыт работы РусГидро по открытию таких центров в Красноярском крае, Амурской области и Хабаровском крае позволяет делать выводы о целесообразности данной работы. В Сахалинской области первый ЕРИЦ открыт осенью прошлого года в городе Холмске. Он полностью соответствует современным тенденциям, оснащен самым инновационным оборудованием – инфоматами, с помощью которого можно получить любую информацию, связанную с коммунальными услугами. Кроме того, в центре действует система электронной очереди, когда клиенту выдается талон, соответствующий цели его прихода (консультация по прибору учета, передача показаний, уточнение по данным в квитанции и пр.). В совокупности с большим количеством операторов эта система решила в Холмске извечную проблему очередей и сократила время, которое посетители тратят на ожидание.
— Как оценивают работу ЕРИЦ холмские потребители?
— Есть и положительные отзывы, и замечания. Уже сегодня жители города получают не четыре квитанции, а Единый платежный документ, в котором отражены начисления за электроэнергию, отопление, холодное водоснабжение, водоотведение и жилищные услуги. Холмчане имеют возможность обслуживания по принципу "одно окно" — "одно обращение", не посещая каждую компанию в отдельности и экономя собственное время и ресурсы. С момента открытия ЕРИЦ посетили более 8 тысяч человек. В "Книге отзывов" посетители центра, оставшиеся довольные обслуживанием и вниманием персонала, оставили первые отклики.
Без замечаний, конечно, не обходится, но это ведь первый опыт на Сахалине. Хочу отметить, что проект по созданию ЕРИЦ на Сахалине – это не застывшая монументальная форма, которую внедрили, а дальше, хоть трава не расти. Нет, работа по закреплению этого вида обслуживания – живой процесс. Мы внимательно изучаем все замечания. И если критика конструктивна, ищем варианты, которые устроят и ресурсоснабжающие организации, и сбытовую компанию, и потребителям не навредят. Надеюсь, что в скором времени все стороны увидят преимущества в работе ЕРИЦ, качество обслуживания в котором будет только совершенствоваться.
Есть, правда, и необоснованные претензии, касающиеся, например, выплаты налогов. Хочу на спорах по данному вопросу поставить точку. Дело в том, что ЕРИЦ как юридическое лицо зарегистрирован на территории Сахалинской области, в муниципальном образовании "Холмский городской округ". Соответственно, налоги отчисляются в местный бюджет, никто денежные средства за пределы региона не выводит. В сентябре и октябре, например, налоги были оплачены, несмотря на тот факт, что платежей от потребителей на тот момент еще не поступало. Кроме того, средства за коммунальные ресурсы от местных ресурсоснабжающих организаций поступают на специальный счет, с которого их невозможно снять или направить на другие счета, кроме как на счета самих компаний МУП "Тепло", МУП "Водоканал", МУП "МУК", управляющая компания "Управдом".
— С 2019 года Энергосбыт будет выставлять счета на оплату не только электроэнергии, но и за услуги по обращению с ТКО. С чем связано такое решение?
— С 2019 года Энергосбыт действительно начинает расчетно-кассовое обслуживание населения по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Сахалинской области. Право на такую деятельность Энергосбыту дает договор, заключенный между ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" и региональным оператором АО "Управление по обращению с отходами".
Однако, не стоит воспринимать данный факт, как нечто противоречащее прямым функциям компании. Начнем с того, что к 1 января во всех регионах РФ завершился переход на новую систему обращения с ТКО. Вся деятельность по сбору и утилизации мусора будет сосредоточена в руках единого регионального оператора. Услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные, поэтому логичным решением является передача расчетно-кассового обслуживания компаниям, имеющим опыт такого рода деятельности на коммунальном рынке. А поскольку функции по сбыту электроэнергии в зоне деятельности Сахалинэнерго будет осуществлять ДЭК, то именно она стала одной из сторон заключенного договора. Компания намерена организовать комплексное обслуживание сахалинцев в соответствии с установленными законодательством требованиями, Стандартами качества и применением высокотехнологичного оборудования и интерактивных сервисов.
Уже в феврале 2019 года жители Сахалинской области получат от Энергосбыта первые квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО. В муниципалитетах, где гарантирующим поставщиком электроэнергии является Сахалинэнерго, для потребителей будут формироваться платежные документы, включающие счета от Энергосбыта и регионального оператора АО "Управление по обращению с отходами". Формировать единые платежные документы станет возможным благодаря еще одному новшеству, внедренному ДЭК", — новой биллинговой системе. На сегодняшний день биллинг – обязательная составляющая современной инфраструктуры любой энергосбытовой компании, поскольку реализует необходимые для оперативной работы процессы — получение данных об использовании электроэнергии и выставление на их основе счетов потребителям. Внедрение новой системы призвано повысить эффективность работы Энергосбыта.
— Можно несколько подробнее рассказать о зонах ответственности сторон, которые будут включены в процесс оказания услуг по обращению с ТКО?
— Установление тарифов на данную услугу – компетенция РЭК Сахалинской области. Поскольку Энергосбыт будет заниматься только расчетами платежей, формированием и доставкой квитанций, а также приемом денежных средств, то ответственность компания будет нести исключительно за корректность начислений. АО "Управление по обращению с отходами", региональный оператор в Сахалинской области, – за качество и объем предоставляемых услуг, заключение договоров. Если у потребителя появятся вопросы по некорректным данным в квитанции – неверно указаны ФИО, адрес или площадь помещения, — то необходимо обращаться в Энергосбыт. А если есть претензии или пожелания к качеству предоставления услуги или требуется заключить договор на предоставление услуги, то потребителю необходимо идти в офисы регионального оператора.
— Как будут проводиться платежи за разные услуги, счета за которые помещены в единый платежный документ?
— Счета за ТКО и электроэнергию, хоть и размещены на одном листе, но не будут являться единой квитанцией. Потребитель сможет рассчитываться за каждую услугу по отдельному штрих-коду, что гарантирует поступление денег сразу на расчетные счета Сахалинэнерго или Регионального оператора.
— Какие формы работы предполагает новое направление в деятельности Энергосбыта?
— Договор, заключенный между "ДЭК" и "Управлением по обращению с отходами", предполагает очное и заочное консультирование потребителей по всем вопросам начисления платы за ТКО. Очное – будет осуществляться в офисах Энергосбыта в Южно-Сахалинске, Холмске, Углегорске, Поронайске и Тымовском. Для заочного обслуживания всех потребителей будет организован современный cаll-центр, звонки на телефон которого бесплатны.
При оплате новых квитанций населению предоставляется возможность без ограничений пользоваться развитой и высокотехнологичной сервисной инфраструктурой ДЭК, а также оплачивать счета в кассах Энергосбыта, отделениях Сбербанка и Почты, платежных терминалах и через различные онлайн-сервисы.