В понедельник, 15 июля, в Южно-Сахалинске состоялся концерт Игоря Николаева с участием Ларисы Долиной, студентов Академии эстрады, сахалинского эстрадно-симфонического оркестра и группы Dreambox. Перед этим народные артисты РФ встретились с островными музыкантами в неформальной обстановке, где смогли рассказать о важных событиях, повлиявших на их карьеру, источниках вдохновения, и о том, как им удается быть верными своему делу спустя годы, сообщает ИА SakhalinMedia.
— Мне приятно находиться у себя на Родине, видеть таких юных людей в зале и думать, что на этом острове растет новое поколение, у которого, может быть, тоже появится шанс приехать куда-то на большую землю, в большой город и достичь больших успехов, — обратился к участникам встречи Игорь Николаев.
Музыкант рассказал, как ему удалось переехать с Сахалина, и поступить в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. "Это детективная история с трагикомическими поворотами", — пошутила Лариса Долина. По словам Николаева, началось все в 1974 году, с приезда на Сахалин группы известных авторов того времени. После концерта он подошел к композитору Игорю Якушенко, попросил автограф, а заодно вручил свою нотную тетрадь со школьными набросками. Тогда будущий народный артист РФ был второкурсником в островном музыкальном училище — ныне колледж искусств.
— На этом, казалось, все, но он [Игорь Якушенко — прим. ред] пошел с этими нотами в московскую консерваторию к своему другу, профессору, который на тот момент был завкафедрой композиции. Он посмотрел на них и сказал: "Этому мальчику нужно учиться в Москве". Они сделали запрос от музыкального училища при консерватории на Сахалин. Когда я приехал в Москву, выяснилось, что мне нужно было опять поступать на первый курс, — рассказал музыкант.
Творческая встреча Игоря Николаева и Ларисы Долиной с островными музыкантами. Дарья Грошева, ИА SakhalinMedia
Игорь Николаев пришел поступать на курс одного из наиболее авторитетных в стране преподавателей музыкальной литературы Екатерины Царевой, которая и принимала экзамен. В экзаменационном билете ему достался Шуберт. Николаев стал говорить, что тот был замечательным поэтом, недооцененным. Тогда педагог насторожилась, но попросила продолжать.
— Говорю, все думают, что он композитор, а сам-то он себя им не считал. Даже симфония его восьмая и то неоконченная, потому что он потерял к ней интерес композиторский. Он был очень едкий человек, остроумный. В глубине души поэт, — сказал он.
После этого сахалинский музыкант был принят на курс. Оказалось, что про "поэта Шуберта" Игорь Николаев прочитал в одном из журналов, который купил в киоске, ожидая пересадку в Москву. Эту историю он и рассказал Екатерине Царевой, но добавил: "Вы меня уже взяли, вам деваться некуда". Как отметил музыкант, позже они подружились.
Творческая встреча Игоря Николаева и Ларисы Долиной с островными музыкантами. Дарья Грошева, ИА SakhalinMedia
Один из участников встречи поинтересовался, какой вклад в творчество Игоря Николаева внесло островное училище.
— Нет такого понятия "учебное заведение", есть человек, который является душой и сердцем этого заведения, — подчеркнул Николаев. — Вот вы являетесь учащимися, предположим, Академии Ларисы Долиной, вы же понимаете, что это не просто академия. Вы пришли именно к Ларисе Долиной, а как это называется — не так важно. Главное, что вы хотите что-то получить от этого человека.
Лариса Долина окончила музыкальную школу по классу виолончели, а вокальным творчеством начала заниматься, потому что "ее выбрали сверху". Говоря о джазе — жанре, в котором она работает, народная артистка РФ подчеркнула, что человек, который играет или поет его, может постичь любой музыкальный стиль.
— Это сложнейший жанр, но если ты его понимаешь, и тебе дано многое, чтобы воспроизвести его, тогда тебе легко. Более того, это бесконечный полет в атмосферу. Когда я пою эту музыку, меня нет вообще, есть другой человек. Я даже не понимаю, сколько времени проходит, когда я выхожу на сцену. Это для меня такой, знаете, живительный глоток энергии, кислорода, который дает мне возможность жить дольше. Вот что значит для меня джаз, — сказала она.
Игорь Николаев в свою очередь добавил, что джаз — интернациональный язык общения, где важен не текст, а сама музыка.
Творческая встреча Игоря Николаева и Ларисы Долиной с островными музыкантами. Дарья Грошева, ИА SakhalinMedia
Когда речь зашла о роли родителей в становлении Игоря Николаева и Ларисы Долиной как музыкантов, последняя отметила, что никакой поддержки со стороны близких у нее не было. Она рассказала, что ее мама хоть и ездила с ней на гастроли и плакала от счастья, потому что слышала аплодисменты и восторженные возгласы, но так и не приняла дочь как артистку.
— Поэтому у меня, собственно, и существует Академия. Я хочу поддержать способных и талантливых детей. Кроме родительской поддержки, наша поддержка тоже им очень нужна, — отметила Лариса Долина.
Еще одного участника встречи интересовало, случалось ли у музыкантов эмоциональное перенапряжение в связи с большим объемом работы на сцене. Игорь Николаев сказал, что сублимирует накопленный опыт в творчество. "Я же пишу песни, у меня есть куда это выплеснуть", — отметил он.
Лариса Долина подчеркнула, что у нее очень ясная психическая организация и она умеет справляться со своими эмоциями.
Творческая встреча Игоря Николаева и Ларисы Долиной с островными музыкантами. Дарья Грошева, ИА SakhalinMedia
Начинающая автор-исполнитель спросила, как музыканту определиться с жанром, в котором он будет работать.
— Ну, слушайте, автор-исполнитель сам себе хозяин — что хотите, то и пойте. Современный композитор должен писать любую музыку: от циркового галопа до симфонии. То есть просто все должен уметь. И во всем должен быть хит. Это от жанра не зависит, зависит от мелодии, — подытожил Игорь Николаев.
Напомним, идея о проведении концерта Игоря Николаева на Сахалине принадлежит Ларисе Долиной. Как отметил композитор в анонсе, творческий вечер — это признание в любви к своему родному острову и к своим землякам.
Академия Ларисы Долиной открылась на Сахалине в феврале 2023 года. Она занимается поиском, обучением и продюсированием молодых вокалистов, инструменталистов, композиторов, аранжировщиков и подготовкой высокопрофессиональных специалистов в области музыкальной культуры.